Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
Путин назвал Назарбаева «человеком, устремленным в будущее» Человек, устремленный в будущее — так Владимир Путин назвал лидера Казахстана Нурсултана Назарбаева
28 августа 2014, источник: Kapital.kz, (новости источника)

Бензин может стать еще дороже

Стоимость самой ходовой марки бензина на казахстанском рынке в очередной раз поднялась. В итоге цена на АИ-92 стала равна 128 тенге за литр.

Источник: Reuters

В среднем правительство Казахстана повысило цены на топливо на 4%. Цены на АИ-92 выросли на 11,3%. При этом максимальные цены на дизельное топливо и АИ-80 остались на уровне 115 тенге и 89 тенге за литр соответственно.

В сложившейся ситуации в первую очередь примечательно то, что за повышение цен выступила национальная компания «КазМунайГаз – переработка и маркетинг».

«Наше экспертное мнение, что цена за 1 литр АИ-92 должна подняться порядка на 10-15%, то есть это справедливая его цена на сегодня», – говорил еще до повышения цен Ерлан Койбагаров, заместитель генерального директора по маркетингу компании «КазМунайГаз – переработка и маркетинг».

Г-н Койбагаров в том выступлении также отметил, что в августе оптовые цены на АИ-92 в Казахстане составляли $591 за тонну и $670 за тонну в России, дизтоплива – $640 за тонну в РК и $656 за тонну в РФ.

«Эти цены непроходимые для Республики Казахстан», – сказал он, отметив, что покупать российский бензин «экономически невыгодно». Он сообщил, что розничные цены на АИ-92 в РФ в августе составляют 159 тенге за литр по сравнению со 115 тенге за литр в Казахстане.

Между тем повышение цен на АИ-92 в августе, по словам Ерлана Хасенбекова, директора Агентства по исследованию рентабельности инвестиций (АИРИ), связано с тем, что АО «КазМунайГаз Онiмдерi» должно завезти до конца августа последнюю партию топлива в размере 10 тыс. тонн АИ-92 и 15 тыс. тонн дизельного топлива. Для обеспечения топливной безопасности страны АО «КазМунайГаз Онiмдерi», по уверениям г-на Хасенбекова, осуществляет поставки российского топлива себе в убыток, но не может продолжать делать это дальше. В связи с окончанием данных поставок в сентябре Казахстан, по оценке директора АИРИ, столкнулся бы с широкомасштабным дефицитом топлива, поскольку отечественные нефтеперерабатывающие заводы не производят его в достаточных объемах.

«Именно по этой причине во избежание дефицита потребовалось повысить розничную цену бензина и дизельного топлива в стране. На сегодняшний день Казахстан не имеет иного решения топливной проблемы», – заявил г-н Хасенбеков.

Не помогло облегчить ситуацию и снятие ограничения на импорт светлых нефтепродуктов из РФ, введенного в начале текущего года. Ежегодное потребление автобензина марки АИ-92, по информации АИРИ, составляет приблизительно 2,8 млн тонн и дизельного топлива – около 4,6 млн тонн. Суммарно 3 основных казахстанских НПЗ (АНПЗ, ПНХЗ, ШНОС) ежегодно производят порядка 1,9 млн тонн автобензина марки АИ-92 и 4 млн тонн дизельного топлива.

«Исторически дефицит между производством и потреблением покрывался за счет поставок нефтепродуктов из РФ», – рассказал Ерлан Хасенбеков.

Айвар Байкенов, директор департамента аналитики «Асыл Инвест», не отрицает влияния российского фактора на стоимость бензина в РК. По словам аналитика, в соседней стране стоимость бензина за последние несколько месяцев значительно выросла, что лишь указывало на скорую корректировку цен и у нас. При этом вводимые запреты на экспорт нефтепродуктов из России, по мнению эксперта, не могли предотвратить рост цен.

Однако г-н Байкенов уверен в том, что дефицит на рынке ГСМ РК, который мы могли наблюдать до повышения цены на АИ-92, носил в большей степени искусственный характер. Казахстанский рынок бензина на уровне оптовой торговли не регулируется, тогда как над розничными ценами правительство осуществляет мониторинг и контроль.

«Крупные торговцы в целом не имеют ограничений и потому могут без труда осуществлять манипулирование рынком. Об этом уже не раз заявляли и розничные продавцы», – отметил Айвар Байкенов. Они, по мнению аналитика, сами участвуют в создании дефицита. А ожидание того, что предельная стоимость бензина будет увеличена, подтолкнуло продавцов ограничить объемы реализации.

Основная причина дефицита топлива в республике, как считают специалисты из АИРИ, заключается в том, что Казахстан исчерпал предпосылки для сохранения цен на бензин и дизельное топливо на уровне, установленном в ноябре 2013 года. Разница между ценой реализации в Казахстане и закупочной ценой более не позволяет обеспечить экономическую рентабельность. Между тем собственное производство топлива не удовлетворяет потребности населения, сельского хозяйства и промышленности. Казахстанские нефтеперерабатывающие заводы не функционируют на полную мощность из-за плановых ремонтов и ведущейся модернизации.

Для насыщения казахстанского рынка ГСМ топливом требуется время. Как сообщил первый заместитель министра энергетики РК Узакбай Карабалин, казахстанские компании уже договариваются с российскими поставщиками нефтепродуктов. «Сегодня мы сразу не почувствовали на автозаправках отсутствие дефицита бензина. Это не одномоментный вопрос. После того, как была объявлена цена, которая позволяет рентабельно и безубыточно ввозить из России, компании ведут переговоры с российскими поставщиками, закупают. Сегодня, мы знаем, несколько компаний уже ввели объемы, и они находятся в пути по железной дороге. И для этого нужно время, чтобы наладить все договорные процессы и транспортировку ГСМ в Казахстан», – отметил первый заместитель министра энергетики РК. Между тем точные сроки разрешения проблемы дефицита бензина в Казахстане в Минэнерго озвучить затрудняются.

«Сказать, в какой день наступит коммунизм и дефицита не будет, трудно. Конечно, сейчас мы принимаем все меры для того, чтобы не было такого дефицита», – сказал Узакбай Карабалин.

Причиной дефицита бензина на рынке Казахстана, по оценке Аскара Ахмедова, аналитика по макроэкономике АО «Halyk Finance», является контроль цен.

Когда правительство пытается административными мерами удержать цены ниже безубыточных, наступает дефицит, объяснил эксперт.

«Есть два вида безубыточности. Когда цены ниже безубыточных долгосрочных, производителю невыгодно вкладывать в новое оборудование, но все еще выгодно производить на старом оборудовании. И когда цены ниже безубыточных краткосрочных, производителю невыгодно производить. Производителя приходится заставлять административными методами работать себе в убыток и, чтобы минимизировать его, АЗС создают препятствия для продажи», – уточнил он.

Аскар Ахмедов считает, что из-за регулирования цен мы большую часть времени находимся между этими ценами. Именно по данной причине, по словам аналитика, у нас хронический дефицит мощностей по переработке нефти.

«Периодически наши регулируемые цены падают ниже краткосрочной безубыточности и предложение товара резко падает. В результате чего дефицит обостряется», – отметил эксперт. После девальвации, как сообщил г-н Ахмедов, именно это и произошло, так как цены в тенге не поменялись, а в валюте упали на 15%. Рынок перестал распределять бензин, так как его уже нельзя купить, бензин стали распределять по талонам.

«Чтобы отовариться, люди стоят в очередях, ездят на дальние заправки, занимаются спекуляциями, кто-то вывозит его за границу, где цены выше почти на 40%. Вся страна вовлекается в непродуктивную деятельность. И все из-за того, что правительство пытается регулировать цены», – говорит спикер.

Как рассказал эксперт, регулирование цен на бензин происходит не только на уровне конечного товара. Производство бензина субсидируется не только за счет нефтепереработчиков, но и за счет производителей нефти: все отечественные добывающие компании обязаны продавать нефть на внутренний рынок по ценам вдвое-втрое ниже рыночных.

«Если эти субсидии прекратить, то цена 92-го бензина вырастет примерно до 170 тенге», – полагает Аскар Ахмедов.