Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
Строй, владей, эксплуатируй: Россия строит в Турции АЭС В Турции началось строительство первой в стране атомной электростанции. Это совместный проект Москвы и Анкары
25 сентября 2014, источник: "Российская газета"

«НефАЗы» могут разорить муниципальных перевозчиков Хабаровска

Хабаровских муниципальных перевозчиков, предпочитающих корейские автобусы, не обрадовала перспектива пополнения автопарка техникой российского производства.

Источник: "Российская газета"

Напомним, в июле этого года правительство РФ приняло постановление о запрете государственных и муниципальных закупок автомобилей, собранных за пределами России. Но если многие представительские авто, используемые для служебных нужд чиновниками, уже выпускают и в нашей стране, с автобусами дело обстоит иначе.

На российских дорогах хорошо зарекомендовала себя техника, произведенная в Южной Корее, — она надежна, современна и комфортабельна. В парке Хабаровского муниципального пассажирского автотранспортного предприятия (ХПАТП) 280 машин, среди них только 50 российских, производства Нефтекамского автозавода. Остальные — южнокорейские.

Первая партия «НефАЗов» поступила на предприятие в 2009 году, последние 13 машин — в 2013-м. Закупали их за счет федеральных и муниципальных средств на условиях софинансирования по программе «Доступная среда».

Эксплуатировать «НефАЗы» начали с энтузиазмом, вскоре он сменился разочарованием. Отечественные автобусы, которые стоят на полтора — два миллиона рублей дороже корейских, уступают последним в надежности, и эксплуатационные затраты у них выше.

— На содержание «нефазовского» автобуса тратим на 240 тысяч в год больше, чем на Daewoo, — говорит директор МУПа Алексей Деменок.

Кроме того, габариты и конструкция кузова российских машин таковы, что эксплуатировать их можно не на всех трассах Хабаровска.

— Мы же не будем из-за техники перестраивать дороги и улицы, проще купить подходящие автобусы, — продолжает Деменок.

По его словам, принятое постановление ставит предприятие в неравные условия на рынке. Ведь запрет не распространяется на частные компании-перевозчики, которые ежедневно отправляют в рейс несколько сотен единиц подвижного состава.

На Дальнем Востоке к часто ломающимся российским автобусам не достать запасных частей. Машины простаивают по несколько месяцев в ожидании ремонта

Ситуация осложняется еще и тем, что автопарк ХПАТП сильно изношен. Новые машины — это как раз те самые 50 «НефАЗов». Самый «молодой» корейский автобус — 1998 года выпуска. Это при том, что рекомендуемый срок эксплуатации — 15 лет. Естественно, затраты на техническое обслуживание устаревшей техники высоки. Срочно нужна новая. Выбора нет — по программе софинансирования приобретут отечественные модели.

— Если, например, представить, что завтра к нам поступят 200 новых «НефАЗов», при цене билета 18 рублей, без дотаций и субсидий предприятие через два-три месяца перестанет существовать, — всерьез говорит Алексей Деменок.

По его мнению, если эксплуатировать эту технику, то огромные затраты на ее содержание должны возмещаться государством.

— Другого выхода нет. Расходы отражаются на себестоимости, что становится причиной повышения тарифа. А мы совсем этого не хотим, — отмечает он.

Деменка отчасти поддерживает начальник управления транспорта администрации Хабаровска Андрей Слободенюк.

— Мало того что российские автобусы сами по себе «сыроватые», они и по экономическим характеристикам, и по надежности уступают корейским, — говорит он. — Существует большая проблема с поставкой запасных частей к ним. Дальневосточный регион оторван от центра России, все производители находятся там. Дилеров рядом нет. Поэтому машины простаивают у нас по несколько месяцев в ожидании запчастей.

Тем не менее, чиновник не считает, что ситуация критическая. Он уверен, что банкротство муниципальному перевозчику не грозит. Все дело в том, что вышеупомянутое постановление разрешает закупать автобусы у компаний Белоруссии и Казахстана.

— В Казахстане сегодня собирают Daewoo, который заслужил популярность и у муниципальных, и у коммерческих перевозчиков. Так что еще будет возможность приобрести южнокорейские автобусы, — говорит Андрей Слободенюк.

По его словам, обновление подвижного состава предусмотрено программой развития транспорта Хабаровска, находящейся в стадии подготовки. Транспортники будут участвовать и в городской целевой программе «Доступная среда», по которой Хабаровск получит более 59 миллионов рублей.

Как подчеркивает Слободенюк, главной проблемой муниципальных перевозчиков являются пробелы в законодательстве. Сегодня городские власти являются организаторами перевозок, и не более того. Регулирующие функции у федеральных структур — Госавтоинспекции, Росавтоинспекции, Роснадзора. Тарифы устанавливают краевые органы.

— Тариф не позволяет обеспечить достойную зарплату водителям и кондукторам. Отсюда — кадровая проблема. Треть парка по этой причине простаивает. Ежемесячно количество автобусов, выходящих на улицы, сокращается. За год 150 человек увольняем и 100 — принимаем. Очень ждем закона об основных принципах организации регулярных пассажирских перевозок в РФ, который прошел второе чтение в Госдуме еще в 2007 году. Надеемся, что все-таки в этом году документ наконец будет принят, он даст муниципалитету дополнительные полномочия, и мы сможем решить многие проблемы, — подытоживает Андрей Слободенюк.