Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
7 октября 2014, источник: Газета Коммерсантъ

Авиаторы вылетают из ценового эшелона

«Трансаэро» может повысить тарифы в зимнем сезоне

Источник: Газета «Коммерсантъ»

На фоне замедления роста рынка авиаперевозок, «колебания» курса валют и риска подорожания топлива вторая в России авиакомпания «Трансаэро» может повысить цены на билеты на 10-15% уже в этом зимнем сезоне. Рост тарифов станет первым пунктом плана по «оптимизации деятельности» перевозчика. Другие крупные авиакомпании пока не признаются в планах повышения цен, а эксперты считают этот шаг бессмысленным на фоне переизбытка провозных емкостей на рынке. 

«Трансаэро» с зимнего сезона (начнется в конце октября) поднимет тарифы на все направления на 10-15%, сообщило ИТАР-ТАСС со ссылкой на главного исполнительного директора авиакомпании Александра Плешакова. Как уточнили в «Трансаэро», речь идет о выступлении господина Плешакова на рабочем вебинаре для агентов--партнеров авиакомпании по продаже. Там топ-менеджер говорил об особенностях зимней программы 2014/2015 «в прогнозных внешних условиях».

По словам топ-менеджера, которые приводит ИТАР-ТАСС, «увеличение тарифов неизбежно» и является одним из шагов по оптимизации деятельности в условиях сокращения рынка. В самой «Трансаэро» тем не менее настаивают, что приведенная агентством информация «носит прогнозный характер» и данные о повышении тарифов по всем направлениям «не соответствуют действительности». В то же время в презентации авиакомпании для «вебинара» увеличение тарифов «по всем маршрутам» указывалось как первый пункт плана оптимизации ее деятельности в условиях замедления роста рынка.

«Трансаэро» — вторая в России авиакомпания, в январе--августе перевезла 9 млн человек. По отчетности по МСФО, на конец первого полугодия объем краткосрочных обязательств компании составил 59 млрд руб., долгосрочных — 66 млрд руб. при чистой прибыли 750 млн руб. Степень покрытия долгов текущими доходами (прибылью) по РСБУ за тот же период ухудшилась с 22,64 до 34,82.

Сейчас происходит сжатие рынка, цитирует господина Плешакова ИТАР-ТАСС, общая выручка и доходность с каждого рейса сокращаются. Повысить тарифы «Трансаэро» также вынуждает укрепление доллара к евро: международные розничные продажи ведутся по тарифам в евро, а расходы по содержанию авиапарка долларовые. C начала года по 1 октября курс доллара к рублю вырос на 20,5%, курс евро — на 10,4%. Господин Плешаков обратил внимание и на инфляцию, которая, как он заметил, по официальной статистике стремится к 8-9%.

«Трансаэро» также решила подготовиться к планируемому правительством налоговому маневру в нефтяной отрасли. При его принятии с 2015 года стоимость нефти в России вырастет, что скажется на цене авиакеросина. Чтобы компенсировать это, на керосин вводятся «отрицательные акцизы» (см. «Ъ» от 21 августа) и, по расчетам Минфина, его оптовая цена вырасти не должна. Однако по мнению Александра Плешакова, маневр «может привести к значительному росту цены авиатоплива», что «станет заметно в первом, максимум во втором квартале 2015 года». Источник «Ъ» в нефтяной отрасли отмечает, что до сих пор не ясно, на каком этапе продажи керосина авиакомпании будет начисляться акциз: на уровне НПЗ, топливозаправочной компании или первого продавца, поэтому сложно сказать, подорожает ли топливо.

У «Трансаэро» нет «ни одного посыла, почему тарифы должны снижаться», отметил господин Плешаков. В то же время компания хочет сохранить низкий класс тарифов «Дисконт», продлить действие бюджетных тарифов для молодежи и пенсионеров. С середины января, когда был введен такой класс, «Трансаэро» по нему перевезла около 1,5 млн пассажиров.

Другие крупные авиаперевозчики пока не заявляют о повышении тарифов: в «Аэрофлоте» и «Сибири» (работает под брендом S7) заявили, что таких планов нет. Независимый авиаэксперт Андрей Крамаренко поясняет, что в отрасли доходная ставка с пассажирокилометра упала в базовых ценах на 18% от уровня 2009 года, и инициатива «Трансаэро» «явно запоздала»: тарифы следовало начать поднимать четыре года назад на фоне постоянно растущего спроса. С ноября начнется низкий зимний сезон, добавляет эксперт, что, возможно, совпадет с сокращением спроса, связанным с экономической рецессией. Чтобы поднять тарифы на 10-15%, по его мнению, нужно, чтобы в целом в отрасли провозные емкости также сократились, но для этого должна быть единая политика всех крупных авиакомпаний, что маловероятно.

Елизавета Кузнецова, Юрий Барсуков