Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
9 октября 2014, источник: Газета Коммерсантъ

Домодедово не хватило благосостояния

Как стало известно «Ъ», стоимость модернизации Московского авиаузла в рамках подготовки к чемпионату мира по футболу 2018 года выросла на четверть — теперь на нее требуется уже более 260 млрд руб. из средств ФНБ. Но правительство не готово на такие траты и просит снизить сумму. При этом чиновники считают нецелесообразным выделение денег ФНБ на строительство третьей взлетно-посадочной полосы в Домодедово, рекомендуя аэропорту искать средства в других источниках. Но в Домодедово рассчитывают, что государство все-таки поможет получить деньги не дороже, чем аэропорт мог взять из ФНБ.

Источник: Газета «Коммерсантъ»

Минтранс подсчитал, что на проекты по развитию Московского авиаузла (МАУ) из ФНБ понадобится более 260 млрд руб. Такая сумма была названа на совещании у первого вице-премьера Игоря Шувалова 1 октября, рассказали «Ъ» два источника, знакомых с итогами заседания. Но, по их словам, Минтрансу, Минэкономики и Минфину поручено совместно с инициаторами проектов (операторы московских аэропортов, ОАО РЖД и ГК «Автодор») «продолжить работу по оптимизации требуемого объема инвестиций», с учетом того что основные мероприятия по развитию МАУ должны быть завершены в первом квартале 2018 года. Летом того же года в России должен состояться чемпионат мира по футболу, в связи с чем ожидается рост нагрузки на МАУ до 30%.

Весной в качестве предварительной оценки потребности проектов по развитию МАУ в средствах ФНБ называлась сумма 208 млрд руб. Предполагается реализовать с привлечением ФНБ семь проектов. Три — по развитию аэродромов Домодедово, Внуково и Шереметьево; три — железных дорог к московским аэропортам плюс строительство подъездной автодороги к Домодедово от трассы М4 "Дон". Кроме того, оператор Домодедово хотел бы получить деньги ФНБ для строительства третьей взлетно-посадочной полосы. Но на совещании у Игоря Шувалова Домодедово рекомендовали искать «другие варианты» финансирования проекта, уточнил один из собеседников «Ъ». Другой источник «Ъ» добавил, что аэропорту предложили обратиться в коммерческие банки.

В Домодедово «Ъ» подтвердили, что «средств ФНБ в целом недостаточно и дополнительное финансирование на развитие ВПП-3 изыскать затруднительно». Поэтому, поясняют в аэропорту, было предложено вместе с Минтрансом проработать «варианты проектного финансирования с предоставлением господдержки, чтобы итоговая стоимость средств не превышала инфляцию плюс 1 п. п., то есть те же самые условия предоставления средств, что подразумевает ФНБ». Речь может идти о субсидировании процентной ставки по кредитам, отмечают в Домодедово, госгарантиях, специализированных облигациях и так далее. Стоимость проекта должна составить 35-37 млрд руб. Глава аналитической службы агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев согласен, что привлечение средств на условиях дороже, чем из ФНБ, сделает проект нецелесообразным. «В отсутствие дешевых и длинных денег полоса будет неконкурентоспособна, так как инвестиции в нее можно будет отбить только за счет более высокого тарифа на взлет-посадку»,-- отметил эксперт.

Чтобы помочь аэропортам вернуть средства, участники совещания у Игоря Шувалова «признали целесообразным прекращение ценового регулирования деятельности поставщиков услуг в аэропортах Московского авиаузла». О необходимости такого шага накануне совещания говорил агентству ТАСС замглавы ФАС Анатолий Голомолзин. Основные ставки, регулируемые государством в аэропортах,-- это сбор за взлет-посадку, обслуживание пассажиров в аэровокзальном комплексе и сбор за авиационную безопасность. «Можно обсуждать вопрос сохранения ставки за безопасность, но точно есть возможность дерегулировать основную ставку — взлет-посадку»,-- пояснял чиновник.

Источники, знакомые с итогами совещания, сказали «Ъ», что нормативную базу для дерегулирования можно подготовить уже в этом году, но реализована она, скорее всего, будет поэтапно с 2016 года. При этом, по словам одного из собеседников «Ъ», в концессионных соглашениях с операторами аэропортов будет предусмотрена «некая тарифная вилка, которая не позволит резко поднять цены, что в итоге могло бы спровоцировать рост стоимости авиабилетов». По словам собеседника «Ъ», по предварительным расчетам, изменение ставок за услуги операторов аэропортов может повысить цену авиабилета не более чем на 300 руб.

Денис Скоробогатько, Елизавета Кузнецова