Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
15 октября 2014, источник: ТАСС

На фасаде Спаса на крови в Петербурге в 2015 году вновь появятся реставрационные леса

Собору требуется реставрация облицовочного кирпича и мраморного известняка.

Источник: ТАСС

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 15 октября. /Корр. ТАСС Юлия Андреева, Екатерина Калинина/. Новые реставрационные работы начнутся в 2015 году на фасаде знаменитого храма «Спас на крови» (храма Воскресения Христова), воздвигнутого на месте гибели императора Александра II на набережной канала Грибоедова.

Дежавю

Собору требуется реставрация облицовочного кирпича и мраморного известняка, сообщила заместитель директора музея Четырех соборов Валентина Зеленченко журналистам в среду. На реставрацию фасада, по ее словам, требуется 300 тыс. рублей. Смета уже составлена и направлена для включения в бюджетную программу города на 2015 год. Для выполнения этих работ на стенах храма снова смонтируют реставрационные леса, что напомнит петербуржцам об облике Спаса на крови, который огорчал жителей города в течение многих десятилетий в ХХ веке.

Сколько продлится реставрация на этот раз, зависит от финансирования, сказала Валентина Зеленченко. В музее говорят, что «она будет бесконечной, учитывая агрессивность петербургского климата и обилие чувствительных к его воздействию элементов декора фасада».

Внутри тоже реконструируют

В планах 2015 года и продолжение реставрации внутреннего убранства храма. Предстоит воссоздать шесть эмалевых складней на Царских вратах. Это иконы на медной основе, покрытые ювелирной эмалью. Стоимость работ — 13,5 млн рублей. По словам Зеленченко, музей рассчитывает в ближайшие годы приступить к воссозданию трех крестов на Царских вратах. Эти уникальные изделия из горного хрусталя с алмазной огранкой были сняты и уничтожены в 1920-х годах. Для проведения этих работ уже закуплен горный хрусталь, но из-за сложностей с финансированием они не включены в план 2015 года.

Еще один крупный реставрационный проект в храме — реставрация Сени, установленной непосредственно над местом покушения на царя. К середине декабря в музее планируют завершить реставрацию двух подзоров Сени, а в дальнейшем приступить к реставрации всего сооружения, также разрушенного в 1920-х годах, когда храм был объявлен не имеющим художественной ценности и отдан для хозяйственного использования.

О сооружении

Спас на крови — совместная работа архитектора Альфреда Парланда и архимандрита Игнатия (Малышева). Величественное творение церковной архитектуры построено в псевдорусском стиле в начале ХХ века на месте смертельного ранения императора-реформатора Александра Второго. Собор был освящен в 1907 году. В 1930 году храм закрыли и позже предлагали взорвать, но эта идея, к счастью, не осуществилась. В годы блокады в главный купол попал снаряд, но чудом не взорвался. Вновь храм пытались уничтожить в 1953 году, но и эти планы потерпели крах. В последующие годы он использовался как склад и картофелехранилище. Реставрация собора началась в 1970 году после передачи его музею. Однако работы затянулись на много лет, и «Спас на крови» в строительных лесах превратился в привычный элемент городского пейзажа, а его «освобождение» стало символом несбыточной мечты ленинградцев. Этот сюжет прочно утвердился в городском фольклоре, нашел отражение в творчестве поэтов и бардов — Александр Розенбаум упомянул о нем в одной из своих песен. В 1980-е годы горожане даже придумали шутку, что «когда снимут леса со “Спаса на крови”, кончится советская власть». Эта «примета» оказалась верной: реставрация храма завершилась уже в 1990-е годы.

В настоящее время храма Воскресения Христова входит в комплекс музея Четырех соборов. Ежедневно в высокий сезон Спас на крови посещают до 8 тыс. туристов, в низкий — около 3 тыс. Реставрационные работы проводятся в нем по мере необходимости и при наличии финансирования. Один из последних реставрационных проектов был закончен в декабре 2013 года. Тогда были воссозданы 12 мозаичных икон Афонских святых на фланкировочных столбиках иконостаса. За проведение этих работ с применением так называемой «тянутой» смальты разных профилей и конфигурации мастер Игорь Лавриненко был удостоен международной премии на Европейской выставке в Лейпциге.