Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты

Россияне оказались невыездными

Рынок туризма изменился до неузнаваемости.

Источник: Газета «Коммерсантъ»

Россияне, привыкшие проводить новогодние каникулы за рубежом, теперь предпочитают отмечать праздники на домашних курортах и самостоятельно бронировать авиабилеты, несмотря на рекордное подорожание перелетов в 25%.

Туристы боятся связываться с туроператорами, чей бизнес, как показали события прошедшего лета, оказался крайне неустойчивым: спрос на новогодние туры упал почти на 40%. Страдают и авиаторы — они вынуждены сокращать полетные программы по целому ряду популярных зимних направлений.

Туры гореть не будут

Согласно расчетам исследовательской компании Intelligent Research for Growth (IRG; принадлежит группе АДВ, входящей в тройку крупнейших рекламных холдингов России), за период с апреля по октябрь 2014 года доля потребителей, почувствовавших негативные экономические изменения, увеличилась на 8%. Сейчас об ухудшении финансового положения говорят 49% россиян. Решение экономить приняли 69% опрошенных. По данным IRG, в ближайшее время 47% россиян откажутся от путешествий. Падение спроса на туристические поездки уже зафиксировали социологи.

По данным Synovate Comcon, доля выезжающих за границу россиян сократилась впервые за последние несколько лет: в первом полугодии 2014 года из страны выехало 10,7% населения, в то время как во втором полугодии 2013 года — 11%. Экономия на путешествиях на предстоящие новогодние каникулы вызвана подорожанием валюты: с начала 2014 года стоимость доллара по отношению к рублю увеличилась на 25%, евро — на 20%. Пропорционально выросла и стоимость турпакетов, отмечает исполнительный директор Ассоциации туроператоров России Майя Ломидзе. Гендиректор «Солвекс-трэвел» Ирина Петрова тоже говорит о повышении цен в среднем на 20-30%.

Ухудшение экономической ситуации вкупе с массовым банкротством туркомпаний и введенными в отношении России санкциями будет стоить туроператорам примерно 38% клиентов. По словам коммерческого директора «ВИП Сервиса» (специализируется на продаже авиа- и железнодорожных билетов) Дмитрия Горина, изначально туроператоры рассчитывали вывезти за границу до конца 2014 года около 18 млн человек, сейчас этот прогноз пересмотрен в сторону 10-11 млн.

Примерно 4 млн человек, отказавшихся от поездок,- работники силовых структур и менеджеры компаний, попавших в санкционные списки. Остальные 3-4 млн человек откажутся от путевок по собственным соображениям.

Последствия этого сезона для туроператоров окажутся тяжелыми, уверен Дмитрий Горин. «Операторы уже перестали демпинговать, хотя раньше могли снижать цены на 20-30%, подорожание турпакетов к уровню прошлого года составило 30-35%, а горящих туров, скорее всего, не будет вообще»,- рассуждает он. Большинство опрошенных «Ъ» игроков рынка прогнозируют новую волну банкротств туроператоров после новогодних праздников.

Курорты теряют туристов

По прогнозам Майи Ломидзе, продажи организованных туров в зарубежные страны на новогодние каникулы в этом году сократятся на 30-36%. В основном речь идет о падении спроса на европейские горнолыжные курорты.

Продажи путевок в Азию, например в Таиланд, сократились примерно на 5-7%, указывает госпожа Ломидзе. По ее словам, Египет — единственное популярное направление, которому удалось сохранить спрос на уровне прошлого года. Но загадывать вперед туроператоры боятся. Традиционно продажи путевок на новогодние направления начинаются в сентябре и фактически заканчиваются к началу декабря. В этом году ситуация другая.

По словам госпожи Ломидзе, глубина продаж по всем направлениям сейчас не превышает двух недель. Эту тенденцию подтверждает и гендиректор «Солвекс-трэвел» Ирина Петрова: она уверена, что понять структуру спроса на туристический продукт в этом году удастся не раньше середины декабря.

Тем не менее некоторые туркомпании уже заявили о намерении снизить предложение. Так, в начале октября глава TUI Travel (в числе ее совладельцев акционер «Северстали» Алексей Мордашов) Питер Лонг заявил о планах сократить предложение для российских туристов на зимний сезон на 30%. Компания приняла решение отказаться от туров в Таиланд, Индию и ОАЭ. Изменение программы топ-менеджер объяснил падением курса рубля и спроса. Спустя несколько дней аналогичное решение приняли и владельцы Tez Tour. Туроператор наполовину урезал предложение в Таиланд, ОАЭ и на европейские горнолыжные курорты. Ранее советник Tez Tour Николай Корзон в беседе с «Ъ» связывал это решение с существенным удорожанием путевок и сокращением спроса.

Самостоятельные решения

В сегменте самостоятельных бронирований падение спроса оказалось менее заметным. По данным Synovate Comcon, за последние два с половиной года доля самостоятельных путешественников из России выросла на 5%. Сейчас таким образом за границу выезжают примерно 25% туристов, оценили аналитики.

По словам Дмитрия Горина, объем продаж авиабилетов на новогодние праздники вырос более чем в 2,5 раза. Аналогичные данные в интервью «Ъ» привел и гендиректор сервиса Biletix Александр Сизинцев.

Директор по развитию Anywayanyday Евгений Шухлин говорит о падении спроса на билеты на новогодние каникулы на 30%. «Но уже сейчас мы наблюдаем, что количество мест на рейсах в новогодние даты значительно сократилось по всем популярным направлениям, билеты на каникулы все равно покупают, несмотря на сложившуюся ситуацию в стране»,- рассуждает он.

По данным аналитиков Hotels.com, количество поисковых запросов на новогодние праздники в этом году увеличилось на 37% по сравнению с осенью 2013 года. Количество бронирований на время каникул, сделанных через сервис бронирования квартир Airbnb, выросло почти вдвое, рассказывают в компании. По мнению представителя сервиса, падение спроса сейчас ощущается лишь в сегменте пакетных туров. «Специфика нашего сервиса предполагает раннее бронирование, поэтому многие путешественники начали планировать свой новогодний отдых еще летом, до начала падения спроса»,- предполагают в компании.

Внутренний подъем

По данным Минтранса, рост перевозок внутри страны сейчас составляет 19% по отношению к уровню 2013 года, рассказывает Дмитрий Горин. Увеличение спроса на международные перевозки по итогам 2014 года едва ли будет превышать 5%, хотя в 2013 году был зафиксирован скачок в 30%, добавляет он.

«Если Турция и Египет выросли на 15%, падение объема перевозок в Европу составило 40-50%»,- рассуждает господин Горин. В этой ситуации он не видит ничего удивительного: спрос всегда автоматически переориентируется на более дешевый рынок. Раньше поездки по России зачастую обходились дороже путешествий за рубеж.

«Средний чек международного туриста составляет €1 тыс., год назад это было 42 тыс. руб., сейчас — 56 тыс. руб., доходы населения пропорционально курсу валют при этом не растут»,- объясняет он. Сказалось и увеличение цен на международные перевозки. Например, по оценкам компании Biletix, средняя стоимость перелета за год увеличилась на 26,5%. Рост только за сентябрь-октябрь составил 11%. Стоимость на внутренние рейсы при этом не индексируется и фактически осталась неизменной. «Перевозчики уже почувствовали рост спроса на внутренние направления, начали увеличивать долю продаж, в некоторых случаях меняют тип самолета на более емкий»,- уверен господин Горин.

Туроператоры в своих оценках пока расходятся. По мнению Майи Ломидзе, спрос на внутренние турпутевки несопоставим с падением внешнего рынка. Популярность российских направлений увеличилась в среднем на 10%, считает она. В «Солвекс-трэвел» говорят о более высоких показателях. По словам Ирины Петровой, продажи туров в Краснодарский край выросли примерно на 30%. «Достаточно хорошо продаются путевки в Крым и Белоруссию»,- добавляет она. А врио руководителя Ростуризма Олег Сафонов ранее говорил о росте внутреннего рынка на 20%.

Об интересе клиентов к внутренним направлениям косвенно свидетельствует и изменение бизнес-моделей некоторых туроператоров. Так, турецкий туроператор Coral Travel еще в июне заявил о своем намерении выйти на внутренний рынок России. Компания организовала пакетные туры в Сочи, Анапу, Минеральные Воды, Санкт-Петербург, Калининград и другие города России. На минувшей неделе представители компании заявили о начале продаж путевок на курорт «Роза Хутор», за сезон оператор рассчитывает свозить туда около 20 тыс. человек.

Новая карта спроса

Удорожание зарубежных поездок и рост популярности внутренних направлений перекроили и наиболее популярные направления путешествий российских туристов. По данным системы поиска и бронирования туров Sletat.ru, абсолютным лидером по итогам октября стал Египет. Число поисковых запросов туров в страну увеличилась на 140% по сравнению с октябрем прошлого года. Сейчас на Египет приходится более 30% всех запросов, годом ранее этот показатель был на уровне 12,5%. Наиболее значительное падение по числу запросов показали традиционно популярные у российских туристов европейские страны: Австрия (-64,1%), Италия (-45,5%), Греция (-44,2%) и Испания (-33,4%).

Представители сервисов самостоятельного бронирования уже заговорили о новой географии поездок. Евгений Шухлин из Anywayanyday самыми популярными направлениями на период новогодних каникул называет Сочи и Симферополь. А по данным Airbnb, поездки внутри страны сейчас находятся на третьем месте среди самых популярных направлений. Большая часть бронирований приходится на Санкт-Петербург, с отрывом идут Москва и Сочи.

«Спрос велик, и мы планируем приложить большие усилия к увеличению числа предложений внутри страны»,- рассуждают в компании. Самым популярным городом для бронирований через Airbnb в этом году у россиян традиционно стал Париж. При этом аналитики фиксируют падение спроса на ранее популярные Лондон и Нью-Йорк. Восточноевропейские направления — Прага, Таллин, Рига и Вена — напротив, демонстрируют рост.

В рейтинге самых популярных направлений Hotels.com сегодня три российские точки — Красная Поляна (второе место), Адлер (третье место) и Санкт-Петербург (пятое место). Годом ранее единственным российским городом, входящим в топ популярных направлений, был Санкт-Петербург. Перечень остальных привлекательных направлений для клиентов Hotels.com практически не изменился — Прага, Таллин, Париж, Паттайя, Рим, Дубай и Хельсинки.

Отток иностранцев

Ослабление рубля значительно удешевило поездки в Россию для иностранных туристов. По оценкам президента «КМП групп» Владимира Канторовича, речь идет о снижении стоимости туров на 30-35%. Тем не менее ехать в Россию иностранные туристы не спешат: по подсчетам господина Канторовича, продажи туров по итогам летнего сезона упали на 70%. «Зимние праздники — традиционно не очень популярное время для путешественников в Россию, а роста в будущем сезоне тоже, скорее всего, не будет»,- рассуждает он. По его мнению, большие скидки на туры в Россию отчасти объясняются как раз падением спроса: практически все авиакомпании и гостиницы сейчас готовы предоставлять скидки организованным группам. «Но туристы отказываются от поездок по политическим и морально-этическим соображениям»,- резюмирует он.

Эти подсчеты подтверждаются статистикой заполняемости гостиниц. Так, по данным JLL, загрузка московских отелей за девять месяцев этого года сократилась в среднем на 6%. Падение в Санкт-Петербурге в некоторых сегментах составило 10%.

Александра Мерцалова, Елизавета Макарова

Пока ни одного комментария, будьте первым!
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
, вы можете комментировать еще  дней
, вы можете комментировать еще  дней
31 деньподписки за59рублей
Оплатите подписку, чтобы участвовать в обсуждении новостей
Туроператоры пытаются компенсировать рост курсов валюты скидками
Новости Mail.Ru