Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
21 января 2015, источник: Газета Коммерсантъ, (новости источника)

Коллекторам обрывают провода

В деятельности компаний по сбору долгов неожиданно возникло серьезное препятствие — приложение для мобильных телефонов, блокирующее звонки и SMS от коллекторов должникам. Оно уже пресекает общение с должниками с нескольких тысяч коллекторских номеров, и черный список постоянно растет. Как устранить неожиданное препятствие для бизнеса законными методами, участникам рынка пока неясно.

Источник: Газета «Коммерсантъ»

О приложении «Антиколлектор», недавно появившемся в магазине приложений Google Play и сразу же создавшем коллекторам проблемы, «Ъ» рассказали участники рынка. «Создатели приложения собирают базу номеров коллекторов, ежедневно ее обновляют, а само приложение блокирует возможность дозвона коллекторам, телефоны которых зафиксированы в базе, на телефоны должников, где оно установлено, а также рассылку коллекторами SMS, — говорит один из собеседников “Ъ”. — Тем коллекторам, кто работает со стационарных номеров или с постоянных мобильных, это создает проблемы, поскольку блокирует возможность связаться с должником, лишая одного из важных инструментов взыскания». По информации «Ъ», проблема даже вышла на уровень Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств (НАПКА). НАПКА обратилась в Google с просьбой проверить правомерность размещения данного приложения и рассмотреть возможность его удаления из магазина. Что ответил Google, в НАПКА сообщить отказались. В Google сообщили, что не раскрывают внутренние процедуры.

Впрочем, судя по тому, что приложение по-прежнему есть в магазине (программа бесплатная, пока доступна для телефонов с операционной системой Android, в планах — создание приложений для телефонов с системой iOS), навстречу НАПКА там не пошли.

Разработчиком антиколлекторского приложения является Евгений Пятковский из Новосибирска. В описании указано: «Коллекторы не имеют права звонить вам и надоедать вашим близким, но они это делают, и им плевать на законность. Это приложение создано с целью восстановления справедливости. Наша команда будет отслеживать, проверять и обновлять информацию обо всех номерах коллекторов». На текущий момент в базе насчитывается уже несколько тысяч номеров. Связаться с разработчиком программы «Ъ» вчера не удалось.

Приложение незаконно, считают коллекторы. «По закону о потребкредитовании мы имеем право на контакт с должником как представитель кредитора в определенное время, причем по номеру, специально указанному заемщиком, в том числе и в случае неисполнения им своих обязательств, — говорит председатель совета директоров БКБ “Руссколлектор” Илья Фомин. — Данная программа лишает нас этой возможности, то есть на самом деле в данном случае нарушаются права кредитора на возврат средств, причем с использованием автоматизированных устройств». «Наши программисты выявляли невозможность дозвониться из-за этой программы, — говорит и гендиректор коллекторского агентства “Центр ЮСБ” Александр Федоров.- Это снижает возможность контакта с должником для нас, мы пока ищем решение проблемы».

Некоторые коллекторы пытаются убедить должников, что, пользуясь антиколлекторским приложением, они делают хуже сами себе. «Пострадает в первую очередь от этой программы сам должник, ведь в его интересах найти контакт с кредитором и решить, как именно погасить долг, иначе он только будет усугублять ситуацию»,- говорит глава совета директоров «Секвойя Кредит Консолидейшн» Елена Докучаева. Впрочем, для должников это вряд ли будет аргументом.

Решение есть, но оно лежит не совсем в правовом поле, говорит на условиях анонимности представитель одного из коллекторских агентств. «Не секрет, что коллекторы используют такую услугу мобильных операторов, как подмена номеров, то есть звонки идут не с одного, а со ста разных номеров, но из одного колл-центра,- говорит собеседник “Ъ”. — Сто номеров стоит около 60 тыс. руб. в месяц. Из-за программы коллекторам придется пользоваться этой опцией в десятки раз чаще, причем чем больше будет развиваться приложение, тем больше будут затраты коллекторов». В ближайших планах разработчиков — «переадресация звонков коллекторов на бесплатный номер 8-800… другого коллектора — пусть друг с другом болтают», говорится в описании приложения.

Ксения Дементьева, Роман Рожков