Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
2 февраля 2015, источник: Известия

Самолетам пришлось зависнуть из-за бюрократических проволочек

Сертификация новых воздушных судов в России была заморожена на 10 дней.

Как выяснили «Известия», Росавиация в январе в течение 10 дней не могла выдавать и обновлять сертификаты летных эксплуатантов — это документ, дающий владельцу воздушного судна право на его использование. Ни одна из компаний, которая планировала расширить свой авиапарк или списать старые самолеты, не смогла этого сделать — все изменения в авиапарке необходимо отражать в сертификате. Кроме того, из-за неточностей в законе несколько авиационных учебных центров не смогли вовремя получить или обновить лицензию на обучение летного персонала. Среди них — итальянский учебный центр, в котором подготовку и продление сертификата получают вертолетные пилоты специального летного отряда «Россия» (осуществляет перевозку первых лиц государства), рассказали источники в авиаотрасли.

Причина оказалась в бюрократическом недоразумении: поправки в Воздушный кодекс РФ (ФЗ-253 от 21 июля 2014 года) оказались слишком размытыми и спровоцировали конфликт между Росавиацией и Минтрансом. 19 января 2015 года поправки вступили в силу и отменили используемые раньше сертификаты (в частности, сертификаты эксплуатантов). Вместо этого они ввели некий новый «документ», который должен разработать Минтранс. При этом в законодательстве не прописано, что это за новый документ и каким требованиям он должен соответствовать. Получилось, что сертификаты больше не выдаются, но какой документ должен быть вместо них — не указано.

Как рассказал «Известиям» источник в Росавиации, незадолго до вступления поправок в силу — 16 января — вопрос о недоработанном законопроекте был поднят на совещании в Росавиации, на котором также присутствовал замминистра транспорта Валерий Окулов.

— На совещании [руководитель Росавиации] Александр Нерадько спрашивал, когда будут разработаны новые правила, на что Окулов ответить не смог. Он пытался убедить использовать уже утратившие силу Федеральные авиационные правила (ФАП-11 регулирует сертификационные требования к коммерческим перевозчикам. — «Известия»), в которых прописано, что они — сертификационные, а сертификация-то уже отменена. ФАП-11 фактически утратил силу с новым законом. Закончили на том, что Росавиация будет ждать официального указания от Минтранса пользоваться старыми требованиями, — рассказал источник. — У нас по зданию толпами ходили представители различных авиакомпаний. Кому-то надо было новые самолеты в сертификат внести, кому-то — старые вычеркнуть. Но сделать мы этого не могли.

Официальное распоряжение Минтранса следовать прежним правилам было подписано 23 января, в авиакомпаниях и Росавиации его получили только 29 января, рассказал «Известиям» источник в одной из российских авиакомпаний.

— Действительно, имела место заминка в реализации полномочий Федерального агентства воздушного транспорта в связи с необходимостью получения разъяснений Министерства транспорта РФ. Но 29 января Росавиация получила из Минтранса России распоряжение осуществлять процедуры проверки согласно ранее принятым нормативным актам, — подтвердил «Известиям» представитель Росавиации. — Все заявки, которые приходили с 19 января по 29 января, не отклонены, а будут рассмотрены в соответствии с разъяснениями Минтранса.

В Росавиации уверяют, что с 19 по 29 января с заявлениями о сертификации обратились не более десятка организаций авиатранспортного комплекса.

Пресс-служба Минтранса по существу комментарий «Известиям» не предоставила.

— Федеральным законом № 253 существенных изменений в процедуру получения сертификата эксплуатанта не вносится, — отметили в министерстве.

Среди крупных авиационных компаний пострадать могли UTair и ее «дочка» — «Катэкавиа». В середине января «Катэкавиа» объявила, что больше не будет заниматься перевозками по России, а перепрофилируется на международные чартерные перевозки. Как сообщала пресс-служба UTair, «Катэкавиа» планирует передать свой парк малых ВС (Ан-24 РВ и АН-26) другой «дочке» Utair — красноярской компании «Турухан», получив взамен от материнской компании на баланс девять самолетов Boeing 757-200, то есть потребовалось вносить изменения в сертификат эксплуатанта. Пресс-служба UTair и пресс-служба «Катэкавиа» не ответили на запрос «Известий».

В «Аэрофлоте» отказались от комментариев. Пресс-служба «Трансаэро» заявила, что компанию эта проблема не коснулась. В S7 «Известиям» сказали, что их эта проблема также не затронула, за эти 10 дней в S7 не получали новых ВС и не списывали старые. В лоукостере «Победа» от комментариев отказались, но уточнили, что ближайшая поставка Boeing 737-800 запланирована только на март.

— Новые нормы осложнили процесс правового регулирования и стали источником правовых коллизий, оказывающих негативное влияние на авиатранспортную отрасль, — заявили «Известиям» представители авиакомпании «Волга-Днепр».

Проблема также затронула авиационные учебные центры — из-за того, что утратили силу правила ФАП-11. Среди прочих вертолетные пилоты специального летного отряда «Россия» должны пройти в одном из итальянских центров переподготовку в марте-апреле (в парк СЛО «Россия» входят разработанные в Италии вертолеты AgustaWestland AW139, на нем летает премьер-министр Дмитрий Медведев). Но на данный момент у центра нет сертификата на обучение летного персонала — возникли трудности с его продлением в Росавиации. Пресс-секретарь управления делами президента РФ Виктор Хреков отметил, что пока что проблем с переподготовкой у вертолетных пилотов отряда нет.

Более того, учебный центр «Бумеранг» в Ленинградской области, который только готовится к открытию и как раз проходит процесс сертификации, также вынужден был ждать разрешения проблемы, рассказал «Известиям» гендиректор центра Алексей Кунов.

— Поправки были готовы еще полгода назад. Закон вступил в силу через 180 дней после его опубликования. Неужели не было времени разработать механизм реализации новых поправок, который вводит этот закон? — недоумевает Кунов.

— Несогласованности в области правового регулирования в гражданской авиации происходят постоянно, ввиду того что орган управления в отрасли, то есть Росавиация, лишена возможности правового регулирования. Им занимается совсем другая структура Минтранса — департамент по госполитике, не согласовывая их с реальностью отраслевого управления, — считает главный редактор портала Avia.ru Network Роман Гусаров.

Ранее, в начале 2014 года, Росавиация временно прекращала выдавать и продлевать летные сертификаты российским пилотам и другим авиаспециалистам гражданской авиации. Тогда в Росавиации ждали введения новых бланков и печатей. Тогда Минтранс успел отреагировать оперативно: уже через два дня на совещании в Минтрансе было принято решение выдавать и продлевать свидетельства авиационного персонала старого образца вплоть до полного внедрения новых процедур.

Пока ни одного комментария, будьте первым!
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
31 день подписки от 59 рублей
Оплатить подписку