Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
2 февраля 2015, источник: Газета Коммерсантъ

Мост в Крым ограничили рублями и годами

Как и предполагал «Ъ» 30 января, правительство поручило проект моста через Керченский пролив «Стройгазмонтажу» Аркадия Ротенберга. Компания должна построить переход максимум за 228,3 млрд руб. с учетом индексации (212,5 млрд руб. в текущих ценах) и сдать объект к концу 2018 года. Но выдержать сроки и уложиться в бюджет будет сложно. Источники «Ъ» и эксперты отмечают, что с учетом ослабления рубля цены на технику и стройматериалы могут вырасти на 25-30%, а на дополнительные изыскания может потребоваться еще сезон. Причем переложить проблемы на санкции подрядчик не сможет.

Источник: Газета «Коммерсантъ»

В пятницу правительство опубликовало распоряжение, которое определило единственным исполнителем контракта по проектированию и строительству моста через Керченский пролив, который соединит Крым с материковой частью России, «Стройгазмонтаж» Аркадия Ротенберга. Из приложения к документу следует, что разработка проектной документации моста должна быть завершена в июне, а движение открыто 18 декабря 2018 года. В случае нарушение срока подрядчику придется выплатить 2 млн руб. за каждый день задержки. Если «Стройгазмонтаж» расторгнет контракт по своей вине, штраф составит 0,5% от общей стоимости проекта. При этом в документе подчеркивается, что санкции против РФ и подрядчика не относятся к обстоятельствам непреодолимой силы (Аркадий Ротенберг числится в черных списках ЕС и США).

ООО «Стройгазмонтаж» — головная организация группы, куда входят, в частности, «Волгогаз», «Ленгазспецстрой», «Краснодаргазстрой» и «Волгограднефтемаш». В первую очередь они специализируются на строительстве нефтегазовой инфраструктуры. По данным «СПАРК-Интерфакса», выручка ООО за 2013 год — 226,6 млрд руб., чистая прибыль — 12,5 млрд руб.

Предельная стоимость работ, заказчиком которых выступит подведомственное Росавтодору ФКУ «Управление федеральных автомобильных дорог “Тамань”», составит 228,3 млрд руб. с учетом прогнозных индексов-дефляторов Минэкономики, или 212,5 млрд руб. в ценах 2015 года. В приложении к документу говорится, что обязательства заказчика перед «Стройгазмонтажем» в текущих ценах составляют 54,4 млрд руб. в 2015 году, по 60 млрд руб. в 2016 и 2017 годах, 40,8 млрд руб. в 2018 году и 13 млрд руб. в 2019 году. Объем аванса не должен превышать 30% от общей стоимости контракта, а резерв средств на непредвиденные расходы и затраты — до 6% от сметной стоимости работ. Росавтодор в ценах второго квартала 2015 года оценивал проект в 213,5 млрд руб., а в ФЦП «Развитие Крыма и Севастополя до 2020 года», из которой будет финансироваться строительство, заложен предельный объем затрат в размере 246,9 млрд руб.

В Росавтодоре отмечают, что «после завершения проектирования стоимость строительства будет уточняться», но рассчитывают на то, что «она изменится в меньшую сторону». В сентябре премьер Дмитрий Медведев признавал, что «сумма еще может быть скорректирована» и «это будет недешевая стройка». Сам Аркадий Ротенберг говорил в интервью «Ъ» 30 января, что цифра 228,3 млрд руб. «реальна», но окончательно она «будет определена, когда появится финальная проектно-сметная документация». Источники «Ъ» полагают, что на фоне курсовых колебаний «очень вероятен» рост стоимости проекта. По их данным, по сравнению с летом 2014 года, когда рассчитывалась предельная стоимость, цены уже увеличились на 25-30%. Директор Института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ Михаил Блинкин добавляет, что «проект очень сложный как минимум с инженерной точки зрения, поэтому на дополнительные изыскания может потребоваться еще сезон». Эксперт согласен, что на фоне ослабления рубля техника и материалы серьезно подорожали по сравнению с тем уровнем, когда рассчитывалась предельная цена проекта, поэтому рост стоимости моста он тоже считает «предсказуемым».

Егор Попов