Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
10 февраля 2015, источник: "Российская газета"

На оказание лекарственной помощи Татарстан в 2014 году выделил 9 млрд

Удовлетворенность населения лекарственным обеспечением во многом зависит от понимания задач и уровня его организации в регионах.

Источник: "Российская газета"

О том, как эта работа поставлена в Республике Татарстан, «РГ» рассказал министр здравоохранения Адель Вафин.

Адель Юнусович, какие средства выделяет бюджет республики на лекарственное обеспечение населения?

Адель Вафин: В 2014 году на оказание лекарственной помощи населению республики из бюджетов различного уровня было выделено 9 млрд руб. В наступившем году планируется увеличение денежных средств на эти цели. По данным аналитической группы IMS HEALTH Russia, наша республика постоянно входит в регионы-лидеры по объему фармрынка, на протяжение последних лет стабильно занимая около 2%. При этом темпы роста республиканского рынка выше российских. В среднем на душу населения в 2013 году в Татарстане было потреблено лекарств на 5687 рублей. По предварительным итогам 2014 года этот показатель меньше не будет. Но мы не просто выводим среднюю цифру по республике, а ведем рейтинг по районам. При этом учитываем разрыв между минимальным и максимальным уровнем потребления лекарств, анализируем смертность.

Удовлетворяются ли потребности в лекарствах льготных категорий?

Адель Вафин: Для льготных категорий из федерального бюджета на прошлый год было выделено 1,25 млрд руб. Ранняя диагностика, применение инновационных методов лечения, оказание высокотехнологической медпомощи и использование дорогостоящих лекарств позволили увеличить продолжительность жизни больных, страдающих серьезными заболеваниями. Система льготного обеспечения постоянно совершенствуется. Еще в 2002 году мы разработали и внедрили многоуровневую компьютерную технологию ведения приема, передачи и обработки информации о льготном лекарственном обеспечении. Реализуя федеральную программу ОНЛС, мы максимально использовали эти наработки. С 2006 года у нас введена электронная выписка льготных рецептов с формированием штрих-кодов, что существенно ускорило процесс выписки и отпуска рецептов, уменьшило влияние «человеческого фактора». В 2009 году в республике введена в эксплуатацию информационная программа по остаткам медикаментов в аптечных учреждениях, которая позволила эффективнее управлять товарными запасами. Проблемы при реализации программы ОНЛС у нас те же, что и в других регионах. Это дефицит средств из-за данного льготникам права на отказ от набора социальных услуг в пользу денежной компенсации. В результате в программе остаются в основном те, кто нуждается в дорогостоящих лекарствах. Эта тенденция постоянно нарастает, поэтому мы пришли к заключению, что работа должна проводиться на межведомственном уровне. С 2008 года для проведения разъяснительной работы с пациентами мы ежегодно создаем межведомственную рабочую группу. В нее включаются представители всех заинтересованных министерств и ведомств, совета муниципальных образований, республиканского агентства по печати и массовым коммуникациям. В результате нам удается удерживать в программе до 30% льготников, тогда как в соседних регионах их остается 20% и менее.

Есть также и вопросы по срочному обеспечению вновь выявленных больных или при изменении схемы лечения, отмены препарата и т.д. Мы модернизировали эту работу с помощью компьютерной программы, позволяющей перераспределять лекарственные препараты между городами и районами республики. Заявки на дополнительные препараты рассматриваются специалистом на уровне минздрава республики. Затем в электронном виде формируется документ на перераспределение медикаментов и направляется в ГУП «Таттехмедфарм», где и перераспределяют медикаменты между аптеками собственным транспортом.

Какие средства выделяются на лекарственное обеспечение региональных льготников и пациентов с орфанными заболеваниями?

Адель Вафин: В прошедшем году на региональную программу лекарственного обеспечения из республиканского бюджета было выделено 693,42 млн руб., на лекарственное обеспечение орфанных пациентов — 175,4 млн руб. В наступившем году на эти цели также планируется увеличение денежных средств. Прежде тут возникала еще одна проблема: в отличие от федеральных льготников не все региональные имеют уникальный идентификатор (СНИЛС), из-за чего нередко записи дублировались, например, когда пациент обращался и в учреждения здравоохранения по месту жительства, и в специализированные учреждения. Поэтому с 2010 года мы ведем регистр региональных льготников по образцу федерального. Информация, собранная в нем, существенно повысила точность планирования закупок и поставок льготных медикаментов.

Как оценивают лекарственное обеспечение сами льготники? Растет ли число жалоб и обращений?

Адель Вафин: В прошедшем году количество письменных обращений федеральных льготников по сравнению с тем же периодом прошлого года уменьшилось на 10%, а регионального уровня — на 12%. На 92% уменьшилось количество обращений справочного характера, что говорит об информированности населения в вопросах льготного лекарственного обеспечения. Меняется и сама структура обращений — растет число заявлений о желании пациентов получать лекарства с конкретным торговым наименованием или препараты, не входящие в льготные перечни.

А как организовано лекарственное обеспечение сельского населения? Есть ли нарекания, жалобы?

Адель Вафин: Для повышения доступности лекарственной помощи сельскому населению мы организовали доставку лекарств еще до введения лицензирования фельдшерско-акушерских пунктов (ФАПов) — по договорам с фельдшерами. Сегодня во всех 43 сельских муниципальных районах республики работают обособленные подразделения учреждений здравоохранения, получившие лицензии на фармацевтическую деятельность и осуществляющие розничную торговлю лекарствами. Мы разработали специальные методические рекомендации, где подробно описали все процессы, степень ответственности каждой из сторон, учет, отчетность, порядок расчетов за реализованные медикаменты, методы контроля и другие вопросы. Провели и необходимое обучение фельдшеров. За прошлый год сельским жителям, в том числе пожилого возраста, по договорам реализации и договорам доставки было отпущено лекарств и других товаров аптечного ассортимента на общую сумму 51,7 млн руб.

Полномочия по реализации программы «7 нозологий» предполагается передать на уровень субъектов Российской Федерации. Что вы думаете об этом?

Адель Вафин: За годы реализации программы по 7 высокозатратным заболеваниям больным республики была оказана помощь на сумму 6,6 млрд руб. На наш взгляд, порядок закупок лекарственных препаратов целесообразно оставить прежним, т.е. централизованным. Во-первых, на рынке ограничено число дистрибьюторов, занимающихся реализацией таких лекарств, что может привести к угрозе срыва закупок при одновременном проведении торгов субъектами. Во-вторых, возможны закупки по более низким ценам за счет большего объема по результатам переговоров с производителем. Наконец, это надежнее гарантирует поставки в условиях кризиса.

Как обеспечиваются лекарствами пациенты, нуждающиеся в обезболивающей терапии?

Адель Вафин: С 2001 года совместно с республиканским онкодиспансером реализуется проект «Борьба с болью». Главная цель — совершенствование обезболивающей терапии, принципов и методов лечения онкологических заболеваний, обмен опытом, знаниями. Вопросы своевременного предоставления обезболивающей терапии включены в планы проверок минздрава республики. Проведено несколько обучающих семинаров, изданы соответствующие приказы, где определены алгоритмы действий.

Какие перспективы вы видите для улучшения лекарственного обеспечения жителей республики в последующие годы?

Адель Вафин: Мы считаем очень своевременным утверждение Стратегии лекарственного обеспечения населения Российской Федерации. Конечно, вопрос софинансирования льготных медикаментов назрел, мы надеемся на введение новых единых подходов в обеспечении льготных категорий граждан. Это позволило бы нам снять ряд вопросов, с которыми мы сталкиваемся сегодня при реализации программы ОНЛС. Но при введении новых подходов самое главное — взвешенность и продуманность. Новый принцип закупок по референтным ценам не должен привести к росту цен на лекарства.