Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
9 апреля 2015, источник: РИА Новости

Нас и здесь неплохо кормят: найдена замена продуктам под эмбарго

МОСКВА, 9 апр — РИА Новости/Прайм, Антон Мещеряков. Российские торговые сети за восемь месяцев действия продовольственного эмбарго смогли успешно заменить поставки запрещенных продуктов — и за счет отечественных производителей, и с помощью новых контрактов с другими иностранными поставщиками, сообщили опрошенные РИА Новости ритейлеры.

Источник: Reuters

Российские производители смогли нарастить свои продажи, а из заграницы нам помогли садоводы Сербии, животноводы Латинской Америки, сыроделы Белоруссии и овощеводы Турции.

Россия в августе 2014 года в качестве ответной меры ограничила импорт продовольственных товаров из стран, которые ввели в отношении нее санкции, в том числе из США, ЕС и Норвегии. Под запрет попали говядина, свинина, птица, колбасы, рыба, овощи, фрукты и молочная продукция.

«Практически по всем основным позициям мы смогли найти замену за счет продукции из стран, не попавших в санкционный список. Кроме того, существенно расширили работу с российскими поставщиками, в том числе и локальными, продукция которых пользуется стабильным спросом у покупателей», — отметил начальник управления по связям с общественностью X5 Retail Владимир Русанов.

«Ассортимент изменился, но не обеднел и полки магазинов полны. В случае отмены эмбарго, тем поставщикам, которые оказались вытеснены с российского рынка, со временем вернуться будет все сложнее. А у тех поставщиков, которые появились в процессе импортозамещения, есть шанс иметь с нами долгосрочные отношения», — сказала в свою очередь директор по внешним связям ГК «Дикси» Екатерина Куманина.

Альтернативы найдены

В подавляющем большинстве продуктовых категорий у ритейлеров не возникло проблем с замещением поставок. Русанов рассказал, что в среднем по всем сетям группы X5 доля продукции региональных поставщиков в ассортименте — приблизительно 20−30%.

«По отдельным категориям — хлебобулочные, молочные изделия, кондитерские, а в сезон еще и фруктов-овощей — в регионах доля местной продукции может достигать 60−90%», — добавил он.

В частности, в молочной продукции большое распространение получили продукты отечественных производителей. «Мы вывели ряд региональных поставщиков из Ростова-на-Дону и Воронежа на федеральный уровень», — рассказывает директор по внешним коммуникациям «Ашан Россия» Мария Курносова. Кроме того, свои поставки увеличили и белорусские производители.

«В категории сыров больше чем на 25% выросла доля поставок из Беларуси, начались поставки швейцарских сыров. Начали сотрудничество с новыми поставщиками из Турции, Армении, Аргентины и Уругвая», — сообщили в пресс-службе «Ленты». В магазинах сети в январе 2015 доля твердых сыров отечественной продукции составила 89,5%, тогда как в январе 2014 года данный показатель составлял лишь 65,4%.

В свою очередь в «Дикси» добавили, что в ассортименте супермаркетов «Виктория», входящих в группу, появились деликатесные сыры с плесенью от российских компаний, а также были введены безлактозные сыры из Австрии и Франции.

Что касается поставок мяса, то и здесь торговые сети смогли найти замену запрещенной продукции. «Если до запрета основными импортными поставщиками говядины в магазины “Ленты” были Бразилия, Литва и Беларусь, то сегодня литовское мясо полностью замещено белорусским, доля которого выросла на 10−15%», — говорят в ритейлере.

Нет проблем и в поставках рыбы: норвежскую красную рыбу заменили продукты из Чили и Фарерских островов. Увеличились поставки и отечественных производителей рыбы — с Дальнего Востока и из Мурманска. Например, доля продаж импортной рыбы в магазинах «О’Кей» снизилась до 40% с 80%, сообщили в ритейлере.

«Европейские фрукты и овощи заменили аналогичные или альтернативные сорта из России, Сербии, Бразилии, Аргентины, Турции, Марокко», — сообщила Куманина из «Дикси». В «Ленте» добавили, что на полках магазинов появились также продукты из Китая и Чили.

Сложности с деликатесами

Однако процесс замещения импорта в продуктовых сетях не обошелся без сложностей. В основном это касается поставок фруктов и овощей, а также различных деликатесов — элитных сыров или мяса премиум.

«Наиболее зависимой от европейских поставок категорией стали фрукты — однако сейчас альтернативы найдены всем выпавшим позициям», — говорит директор по внешним связям «Дикси». «В большей части категорий удалось заменить импортные товары, за исключением, возможно, фруктов», — соглашаются в сети «О’Кей».

«На сегодняшний день нам удалось заместить абсолютное большинство SKU (stock-keeping unit, ассортиментная позиция), попавших под запрет. Дальнейшее замещение наталкивается на два основных ограничения: уникальность товаров, которым нет адекватных аналогов на рынке (например, некоторые категории сыров), а также существенный рост цен у поставщиков на отдельные товары», — добавляет представитель «Ленты».

«Есть наименования, которым не удалось найти замену —количество сыров с благородной плесенью и линейка рыбных и мясных деликатесов сократились», — подтверждает Куманина.

Переключились на российское

По словам представителей ритейлеров, отсутствие некоторых иностранных продуктов не слишком разочаровало российских потребителей: население по-прежнему с охотой покупает отечественные продукты. В некоторых случаях потребление российских продуктов даже выросло — за счет низких цен и, подчас, высокого качества.

«Если говорить о предпочтениях потребителей, то, действительно, российские товары стали пользоваться большей популярностью. В том числе и по причине более приемлемых цен», — сказала Курносова из «Ашана».

Такое же мнение разделяют и в ритейлере «О’Кей». «Российские потребители переключились на российские товары, качество многих российских товаров выросло», — отметили в компании.

Куманина в свою очередь отметила, что российские продукты, как и прежде, востребованы у покупателя, а продовольственное эмбарго позволило предложить покупателям новые продукты и вкусы от отечественных производителей.

Одновременно в «Ленте» наблюдают увеличение продаж в начале года. «Лента» адаптировала предложение к изменившимся предпочтениям покупателей, в результате чего мы зафиксировали рост продаж и трафика в начале 2015 года, — сказали в ритейлере.