Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
16 апреля 2015, источник: Газета.Ру

Nokia займется сетями

Финская Nokia, вопреки мнению большинства, не просто жива, но даже чувствует себя максимально вольготно. В среду 15 апреля компания объявила о том, что покупает одного из своих главных конкурентов, Alcatel-Lucent. «Газета.Ru» решила рассмотреть, для чего Nokia эта покупка и в какую сторону будет двигаться компания.

Источник: Reuters

Покупка Alcatel-Lucent — самая крупная сделка по купле-продаже для Nokia. Приобретение одного из своих главных конкурентов обойдется финской компании в $16,6 млрд. Это в 2 с лишним раза больше того, что получили финны за продажу Microsoft подразделения, занимающегося телефонами и смартфонами. Оплата будет произведена акциями компаний, и за каждую ценную бумагу Alcatel-Lucent инвесторы получат 0,55 ценных бумаг Nokia. Завершится сделка в первой половине 2016 года.

Французский бренд в результате слияния и реструктуризации использоваться единым телекоммуникационным гигантом не будет — вся деятельность обновившейся компании будет происходить под именем Nokia.

Сохранится лишь название Alcatel-Lucent’s Bell Labs — исследовательского центра, который в 1880 году основал изобретатель телефонной связи Александр Белл.

В ближайшей перспективе у объединённой корпорации — тестирование и вывод сетей связи 5G. Но, конечно, не ради развития сетей эта сделка совершается — приобретение Nokia своего французского конкурента позволит финской компании на равных конкурировать с такими телекоммуникационными гигантами, как шведская Ericsson и китайская Huawei.

Однако так ли это приобретение необходимо Nokia? После продажи смартфонного подразделения ее дела шли в гору: графа «прибыль» в квартальных отчетах радовала инвесторов, телекоммуникационные продукты и картографические сервисы успешно продавались, патентные отчисления пополняли счета компании, а китайские партнёры заключали соглашение на использование бренда «Nokia» в своих продуктах, в частности, в планшете N1. С подобным же расширением компании нужно будет, в первую очередь, справиться самой и решить, чем теперь уже по-настоящему телеком-гигант будет заниматься, а самое главное — как он будет двигаться дальше. Ведь очевидно, что с таким «пополнением» компании нужно будет пересмотреть свои интересы на рынке.

В частности, вместе со слухами, предшествовавшими официальному объявлению о сделке с Alcatel-Lucent, в сети также появилась информация, что Nokia может продать свой картографический сервис Here.

В числе покупателей подразделения назывался даже Uber — сервис такси, которому как никому другому нужна качественная картография. О том, что сервис Here может быть продан, сообщила и сама Nokia в пресс-релизе, посвященном сделке. Однако продажа еще точно не оговорена, и компания будет рассматривать плюсы и минусы подобного решения, уточняет компания в официальном сообщении.

Сейчас картография от Nokia считается одной из лучших — карты для своих навигационных систем у финской корпорации закупают как автопроизводители (BMW, Nissan), так и отдельные производители навигаторов, среди которых значится и широко известная Garmin.

Вполне возможно, что продажа картографического подразделения станет вынужденным шагом, позволяющим удержать на плаву разросшуюся компанию, которую после объединения ждет череда сокращений и реструктуризаций. Компания планирует полностью избавиться от дублирований внутри себя только к 2019 году — до этого момента процесс слияния нельзя будет считать завершившимся.

Кроме того, до конца неясно, как именно повлияет данная сделка на позиции компании на рынке телекоммуникационного оборудования. У обеих компаний есть различные контракты с операторами, но предсказать, как дальше будет строиться сотрудничество с ними у Nokia+Alcatel-Lucent, невозможно.

Ведь очевидно, что рынок оборудования начнёт делиться по-новому.

Объединение двух компаний в одну не значит также и объединение двух их клиентских баз в одну — какие-то партнеры могут отказаться от продолжения сотрудничества и придут к Huawei или Ericsson, с которыми финская компания борется.

C другой стороны, о необходимости слияния двух компаний для эффективной конкуренции с Huawei и Ericsson эксперты говорили давно. Ресурсов и мощностей для равнозначного присутствия на рынке ни у Nokia, ни у Alcatel-Lucent по отдельности не было. Кроме того, выход одного из игроков позволит поделить рынок операторского оборудования между тремя, а не четырьмя компаниями, и с этой точки зрения новое приобретение Nokia может быть проработанным шагом, который одновременно и расширит ресурсы компании, и устранит одного из конкурентов.

И также пока не известно, как будет работать Nokia на рынке гаджетов — специально созданное для этого подразделение Nokia Technologies объявило о том, что будет работать с китайскими (в большинстве своем) партнерами, которые будут разрабатывать устройства под финским брендом. Переориентация на рынок телекоммуникационного оборудования может похоронить планы главы Nokia Technologies Рамзи Хайдамуса по превращению Nokia в компанию-продавца лицензий.

Очевидно, что для управления разросшейся практически вдвое корпорацией необходим максимально грамотный менеджмент. Любая ошибка руководства компании может привести к падению доходов компании. Выправить ситуацию будет ещё сложнее, чем в прошлый раз. Возможно, теперь продажей убыточного подразделения дело уже не обойдется.

Автор: Эрик Хачатрян