Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
21 апреля 2015, источник: Коммерсантъ-Online

Атака клонов

Открывающийся на этой неделе Шанхайский автосалон показал, что китайцы активно учатся делать машины с нуля, хотя без заимствований по-прежнему не обходится. Налицо и явно позитивный тренд: местные премиальные бренды уже способны конкурировать с корейскими и японскими машинами по дизайну, качеству применяемых материалов и сборке. Некоторых из них вскоре появятся и на российских дорогах.

Источник: «Коммерсантъ-Online»

С подробностями из Шанхая — корреспондент «Ъ» ИВАН БУРАНОВ.

Шанхайский автосалон, открывающийся на этой неделе для посетителей (в понедельник и вторник туда пускали только журналистов), интересен по нескольким причинам. Во-первых, укрепившиеся в последнее время российско-китайские отношения приведут к тому, что доля автомобильных компаний из Поднебесной на российском авторынке будет увеличиваться. Пока она, конечно, не слишком велика (около 3%, по данным агентства «Автостат»). Тем не менее Great Wall уже строит завод в Тульской области (запуск ожидается в 2017 году), несколько компаний — собираются строить. Автомобили марок Geely, Great Wall, Lifan и еще нескольких брендов уже давно присутствуют на российском рынке. За 2014 год в РФ было продано более полумиллиона китайских машин.

Во-вторых, любопытно наблюдать за тем, как меняется подход китайских компаний к производству автомобилей. Если 4−5 лет назад это были сплошные клоны из низкокачественных материалов, что сейчас не все так однозначно. Да, бюджетные модели этим всем этим до сих пор грешат. Сплошь и рядом огромные зазоры между кузовными деталями, люфт кнопок-ручек, неприятный запах кожаной обивки, деревянный и дешевый пластик в салоне. Более или менее приемлемый вариант — это новый Cherry Arrizo в кузове универсал (напоминает бюджетных «корейцев» середины 2000-х) и еще пару моделей, но это скорее исключение из правил.

А вот китайский премиум постепенно избавляется от вредных привычек. Взять, к примеру, Red Flag (Hongqi, люксовое подразделение FAW). Новейший бизнес седан Н7 — вполне достойный оппонент представителю семейства Hyundai или даже Toyota Camry в базовой комплектации. Двери налиты солидной тяжестью, руль приятен на ощупь, посторонних запахов нет (ну или почти нет). На стенде Haval (премиальные автомобили Great Wall, этакие китайские «Лексусы») — 17 видов кроссоверов на любой вкус и цвет, дизайн которых разрабатывали немцы. Часть из них вскоре появится на российском рынке — китайцы обещали запустить продажи еще в конце 2014 года, но из-за экономического кризиса планы пришлось отложить. Самый симпатичный — компактный Haval H2, который будет стоить около 1 млн руб. (из-за колебаний курса цены еще не утверждены). Полноразмерный H8 в Китае стоит от 250 тыс. юаней, что более 2 млн руб. в РФ. Исполинских размеров H9, можно предположить, будет вообще самым дорогим китайским автомобилем на российском рынке. Глава Great Wall Ван Фен Инг говорит, что Haval в России будет конкурировать не с другими китайцами, а с корейцами и японцами, тем более что после строительства завода Great Wall цены наверняка снизятся. Готовы ли россияне расставаться с внушительными суммами, чтобы купить премиального «китайца», покажет практика.

Конечно, найти удачное сочетание получается далеко не всем компаниям. Часть китайских производителей искреннее уверена (судя по их машинам), что премиум от бюджетной машины отличается количеством электроники, размером, кожей и блестящими деталями. Возможно, что это характерный подход национальных брендов, но в России он едва ли применим. Вспомнить хотя бы пикапы Deer и Hover — их популярность в РФ объяснялась прежде всего тем, что покупатель получал много автомобиля за небольшие деньги, а не за счет нагромождения опций.

Все это тем более странно, с учетом того, что на дорогах того же Шанхая автомобилей европейских марок гораздо больше, чем местных брендов. Во время выставки стенды западных производителей (BMW, Audi, Mercedes) собрали толпы китайских журналистов, в то время как остальные порой пустовали. Выходит, что сами китайцы понимают, на кого надо равняться и у кого надо учиться, но почему-то этого не делают на практике.

Что касается проблемы клонирования, то китайские компании, судя по экспозиции, теперь стараются комбинировать элементы разных уже существующих моделей, но целиком машины уже не срисовывают, как несколько лет назад. Иногда получается удачно, иногда не очень. Взять тот же Lifan 820: передняя часть от Audi, корма от Toyota, вышло грубовато, но вполне достойно (пока не заглянешь в салон). Red Flag H7 позаимствовал решетку радиатора и элементы оптики у Jaguar. Hover H9 местами напоминает Toyota Land Cruiser Prado, но это как раз тот случай, когда сходство можно простить и даже приветствовать.