Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
Ураган «Офелия» окрасил небо над Англией в красный цветДо Великобритании добрался ураган «Офелия», принеся с собой песок из Сахары и дым от лесных пожаров в Португалии
23 апреля 2015, источник: Газета Коммерсантъ

Государству не до Тамани

Как стало известно «Ъ», у администрации президента появились сомнения в целесообразности госфинансирования строительства порта Тамань. Помощники президента Андрей Белоусов и Игорь Левитин предложили Владимиру Путину новые условия для реализации проекта: выделять на него бюджетные средства не раньше 2019 года и только при гарантии частных инвестиций, а также если не понадобятся дополнительные инвестиции для моста в Крым. Но и тогда Тамани обещают из бюджета не более 30,4 млрд руб. По данным «Ъ», президент уже дал поручение правительству обсудить эти предложения.

Источник: Газета «Коммерсантъ»

В распоряжении «Ъ» оказалось письмо помощников президента РФ Андрея Белоусова и Игоря Левитина к Владимиру Путину от 28 марта о перспективах строительства сухогрузного морского порта Тамань. Чиновники напоминают, что бюджетные средства для проекта до 2018 года перераспределены на строительство подходов к переходу через Керченский пролив и финансирование Тамани может начаться только в 2019 году. При этом помощники президента отмечают, что интерес к порту проявляют грузоотправители, среди которых СУЭК и «Кузбассразрезуголь», однако указывают, что строительство моста в Крым может изменить потребность в грузопотоках в Азово-Черноморском бассейне, и ставят ряд условий для реализации проекта в Тамани.

По мнению господ Белоусова и Левитина, выделение капитального гранта из бюджета должно быть обеспечено, если не понадобится дополнительных средств на мост в Крым (стоимость свыше 228 млрд руб.) и ликвидацию узких мест на железнодорожных подходах к портам юга РФ, в том числе на обход Краснодарского узла. Кроме того, до начала реализации проекта должны быть заключены обязывающие соглашения с частными инвесторами, планирующими построить терминалы в Тамани.

Порт Тамань предполагалось построить еще к 2018 году, грузооборот к 2020 году мог достичь 90 млн тонн в год. Стоимость проекта оценивалась в те же 228 млрд руб., из которых 76 млрд руб.— деньги государства. В последней версии ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010−2020 годы)», опубликованной в марте на regulation.gov.ru, Минтранс сохранил финансирование проекта, но вписал в него строительство транспортных подходов к мосту в Крым. Но в письме помощников президента лишь сообщается о финансировании проекта из бюджета в 2019—2020 годах на 30,4 млрд руб., предполагается ли выделение оставшейся суммы, не указывается.

По данным «Ъ», Владимир Путин согласился с предложениями и 1 апреля поручил правительству разобраться с вопросом. Это следует из письма вице-премьера Аркадия Дворковича от 9 апреля профильным министерствам с указанием представить предложения по проекту «Тамань». Вчера в Минтрансе заявили «Ъ», что из-за отсрочки выделения бюджетных средств принято решение сменить финансовую модель с проектного финансирования на концессию, предусматривающую начало строительства объектов портовой инфраструктуры за счет внебюджетных источников. Сейчас ведутся переговоры с потенциальными концессионерами, в том числе и иностранными, уточнили в Минтрансе. В Минэкономики заявили, что направят позицию в ближайшее время в правительство. В Минфине сообщили, что подготовят заключение после получения предложений Минтранса.

В мае 2014 года проект «Тамань» уже был на грани закрытия: Белый дом планировал перенаправить бюджетные средства на более приоритетные проекты, в том числе в Крыму. На этом настаивали и Андрей Белоусов, и глава Минэкономики Алексей Улюкаев, пояснявший, что необходимости в Тамани нет, поскольку «в Крыму пять глубоководных портов». Противником Тамани, по неофициальной информации, был и Игорь Левитин.

Андрей Рожков из ИФК «Метрополь» считает, что при наличии грузовой базы инвесторы будут готовы вложиться в строительство терминалов в Тамани даже без финансирования со стороны государства. Кроме того, отмечает он, вряд ли порты Крыма смогут составить серьезную конкуренцию Новороссийску или Тамани. Но опрошенные «Ъ» грузоотправители на условиях анонимности вчера уверяли, что пока не готовы входить в проект.

Юлия Галлямова