Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
29 апреля 2015, источник: Lenta.Ru

Нас ждет несладкая жизнь

Лакомства из какао-продуктов? Не исключено, что об этом скоро придется забыть. Нет, с магазинных полок качественный шоколад не исчезнет, но ценники будут такими, что многих заставят воздержаться от покупки. Зато выбор конфет и шоколадных плиток худшего качества резко расширится. И большая их часть будет отечественного производства. Так считают эксперты кондитерского рынка, с которыми пообщалась «Лента.ру».

Лакомства из какао-продуктов? Не исключено, что об этом скоро придется забыть. Нет, с магазинных полок качественный шоколад не исчезнет, но ценники будут такими, что многих заставят воздержаться от покупки. Зато выбор конфет и шоколадных плиток худшего качества резко расширится. И большая их часть будет отечественного производства. Так считают эксперты кондитерского рынка, с которыми пообщалась «Лента.ру».

В кризис потребление шоколада обычно растет, ведь это отличное лекарство от стресса. Однако россияне в нестабильные времена предпочитают переходить на менее изысканные сладости — дешевый мармелад, печенье, вафли и т. д. По словам экспертов, в 2009 году, в период острой фазы прошлого кризиса, потребление шоколада на душу населения снизилось примерно на 20 процентов. В то же время весь рынок кондитерских изделий сократился в натуральном выражении лишь на 2−4 процента.

В нынешний кризис потребление шоколадных изделий также сократится. И причиной тому — не только снижение покупательской способности населения. Дело в том, что ухудшается качество самого лакомства. «Многие российские компании сейчас дали установку своим технологам на снижение содержания шоколада в продукте на 40 процентов, — сообщил “Ленте.ру” управляющий партнер, финансовый директор кондитерской фабрики “Победа” Виталий Муравьев. — Понятно, что будет с продуктом после этого».

Слова Муравьева подтверждают и независимые эксперты. «Российские производители шоколада и шоколадных изделий оказались в очень тяжелых условиях, поскольку из-за девальвации рубля стоимость какао-продуктов для них за год выросла более чем на 50 процентов», — говорится в недавнем пресс-релизе Центра исследований кондитерского рынка (ЦИКР).

Цены на другое сырье также выросли, в том числе на сахар и молочные продукты, доля которых в структуре себестоимости занимает 14 и 25 процентов соответственно.

По данным ЦИКР, производство шоколада в России не менее чем на 60 процентов зависит от импортных ингредиентов. Неудивительно, что шоколад и изделия из него оказались в числе наиболее пострадавших от девальвации продуктов питания.

Согласно апрельскому исследованию ЦИКР, себестоимость производства обычной плитки молочного шоколада в России за год в среднем выросла на 50 процентов. А по словам представителя индустрии Виталия Муравьева, в рублях сырьевая себестоимость увеличилась и вовсе на 90 процентов — если сравнивать год к году.

При этом розничные цены растут гораздо медленнее, чем оптовые: согласно данным Росстата, средняя потребительская цена 100 граммов шоколада в России за год поднялась на 38 процента (с 49,1 рубля в марте 2014-го до 62,1 рубля в марте 2015-го).

Анализ исследовательской компании GfK показал, что основной прирост произошел в дешевом сегменте. «Скорее всего, из-за подорожавшего сырья стало сложно поддерживать низкие цены», — сообщила «Ленте.ру» Инна Юргенс, эксперт GfK по рынку шоколада.

Конкуренция и падение потребления давит на производителей. «По рынку сейчас поднимать цену нельзя. Кто не вписывается в нынешние реалии 38-процентного роста розничных цен против 90 процентов подорожания сырья, должен либо сокращать направления в своем бизнесе, либо ухудшать качество», — говорит Муравьев.

Председатель Общества защиты прав потребителей «Росконтроль» Александр Борисов сообщил «Ленте.ру», что, скорее всего, производители начнут замещать компоненты на более дешевые и ненатуральные.

Он пояснил: например, качественный горький шоколад изготавливают из какао тертого, какао-масла и сахара. Иногда при производстве используют какао-порошок, что хоть и не запрещено, но нежелательно, поскольку делает вкус шоколада менее насыщенным. Есть и еще один возможный ингредиент, который ни один производитель не укажет на этикетке — это какаовелла, по сути — шелуха какао-бобов. Ее используют для удобрения почвы и включают в состав кормов для животных.

Добавляя какаовеллу в шоколад, производители добиваются существенной экономии: цена порошка из нее в 3−4 раза ниже, чем цена качественного какао-порошка, говорит Борисов. Кроме того, по мнению Борисова, производители могут начать использовать дешевые растительные жиры и другие составляющие непонятного происхождения.

Добросовестные производители, не желающие поступаться качеством, также могут попытаться сэкономить на ингредиентах, считает Борисов. «Игра производителя с себестоимостью будет вестись за счет диверсификации поставок молочной продукции или орехов, чтобы немного сбалансировать удорожание какао», — говорит эксперт.

Смене поставщиков уже поспособствовал введенный в августе 2014-го запрет на ввоз продовольственного сырья, затронувший поставки орехов и сухофруктов из Евросоюза, США, Канады, Австралии и Норвегии. В результате на российском рынке возник дефицит большинства добавок, традиционно используемых при производстве шоколада и шоколадных конфет.

Фабрики бросились искать замену традиционным поставщикам, найдя их в Китае, Бразилии, Аргентине, Эквадоре и других странах, где цены ниже европейских, а вот качество пока неизвестно, считает Борисов. В итоге, сами того не желая, кондитеры опять же рискуют навредить потребителям.

Впрочем, качество уже оставляет желать лучшего. В марте «Росконтроль» провел экспертизу одного вида продукции — горького шоколада — восьми популярных торговых марок. Изделия проверили по 27 показателям, в том числе на наличие в составе тяжелых металлов и токсичных элементов, на содержание какао, масла какао и сахара, а также на соответствие заявленного состава фактическому.

Поскольку проверить наличие какаовеллы в шоколаде можно только по органолептическим показателям, — достоверных лабораторных методов просто не существует, судить о качестве сырья экспертам приходилось по вкусу, аромату и консистенции продукта. И хотя в целом результаты оказались более-менее удовлетворительными, отдельные образцы вызвали критику специалистов лаборатории.

Эксперты также проверили, сколько в каждой шоколадке свинца, кадмия и ртути, поскольку одним из косвенных признаков использования низкокачественного сырья, в том числе, с примесью какаовеллы, можно считать и высокое содержание в шоколаде тяжелых металлов. Ртуть ни в одном образце обнаружена не была, а вот свинца выявили немало.

Дело в том, что техрегламента на шоколад, как и на кондитерские изделия, в России нет. Существует общий техрегламент «О безопасности пищевой продукции», но он весьма абстрактен. По каждому виду продуктов (рыбе, молоку и т. д.) должны приниматься так называемые «вертикальные» технические регламенты. А пока таких норм в отношении шоколадной продукции не существует, ее производители находятся в правовом вакууме и могут использовать любое сырье.

В ЦИКР считают, что в сложившихся условиях производителям придется не только переходить на дешевые заменители, но и сокращать ассортимент, а кому-то грозит и приостановка производства. В первую очередь пострадать могут небольшие игроки с нераскрученными брендами, а также наращивавшие недавно активность производители шоколада ручной работы.

В прошлый кризис некоторые небольшие игроки также ушли с рынка, а ассортимент шоколадных плиток в супермаркетах сократился до уровня мини-маркетов: на полках остались лишь широко известные или наиболее доступные по цене марки. Но меньше всего от кризиса пострадали изделия из шоколада, доля какао-продуктов в которых невелика: весовые конфеты, шоколадные батончики. Эту продукцию выпускают главным образом отечественные предприятия.

Сейчас, по словам Муравьева, крупные российские производители не теряют интереса к сегменту шоколадной продукции премиум-класса. «Дорогие продукты из хорошего сырья продолжают развиваться. У нас только одна из пяти категорий немного просела, остальные идут вверх, а некоторые даже очень сильно, например, шоколад без сахара, который подорожал больше всего, активно растет», — говорит финдиректор фабрики «Победа».

Это типичная ситуация для любого кризиса — идет либо самое хорошее, либо самое дешевое. По словам эксперта, хуже тем, кто находился посередине, они не знают куда двигаться — то ли ухудшить качество и пойти вниз, то ли, наоборот, улучшить, но никто не готов к увеличению цены. И для этих компаний ситуация сейчас действительно критическая.

Но сильнее всего кризис ударил по импортерам готовой продукции: во-первых, ее стоимость и логистическая нагрузка, и прежде немаленькие, возросли еще больше, а во-вторых, импорт традиционно концентрировался именно в премиальном сегменте кондитерских изделий, который стали заполнять отечественные производители.

В результате на рынке могут остаться лишь сильные местные игроки, адаптировавшие стратегию развития к изменившимся условиям, в том числе и за счет расширения ассортимента весовых конфет и батончиков.

Что до запросов шоколадных гурманов, то качественная продукция, хоть и не исчезнет с полок, но станет очень дорогим лакомством, а потому и недоступным для многих. Как отмечает исполнительный директор ЦИКР Елизавета Никитина, рост цен может привести к тому, что «настоящий, качественный шоколад окажется деликатесом, приобретение которого будет по карману далеко не всем».

Пока ни одного комментария, будьте первым!
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
31 день подписки от 59 рублей
Оплатить подписку