Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
27 мая 2015, источник: Газета.Ру

Superjet хочет в Египет

Авиакомпания Egypt Air рассматривает возможность покупки до 24 самолетов Sukhoi Superjet-100, контракт может быть подписан до конца года. Если сделка состоится, она станет крупнейшей с иностранным авиаперевозчиком за последнее время и первой на африканском континенте. Настораживает лишь одно: египетская компания уже несколько лет убыточна.

Источник: Reuters

Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) надеется на заключение соглашения с национальной египетской авиакомпанией Egypt Air о поставке 12 самолетов Sukhoi SuperJet 100 (SSJ-100) с опционом еще на 12 самолетов. «В идеале мы рассматриваем вариант 12 плюс 12, наша маршрутная сеть требует где-то примерно такого же количества», — сообщил ТАСС глава ОАК Юрий Слюсарь во время пребывания на российско-египетском бизнес-форуме в Каире.

Заинтересованность в приобретении российских SSJ-100 подтвердил ранее министр гражданской авиации Египта Хусам Камаль, добавив, что сначала самолет будет опробован, и если он понравится авиакомпании, начнется обсуждение цены. Учитывая, что каталожная стоимость SSJ-100 составляет около $36 млн, объем контракта может достигать от $432 до $864 млн в зависимости от количества самолетов под твердый заказ.

Объявление тендера, как ожидается, произойдет до конца текущего года, а в случае подписания контракта поставки будут осуществляться в течение двух лет.

Сделка может быть осуществлена с помощью лизинга, также обсуждается вариант с trade-in самолетов Embraer, которыми в настоящее время оперирует Egypt Air на недальних маршрутах (в основном, на внутренних направлениях).

Ближнемагистральный Sukhoi Superjet 100, рассчитанный на перевозку до 100 пассажиров на расстояние от 3 тыс. км в базовой комплектации до 4,6 тыс. км в версии с увеличенной дальностью, является чуть ли не единственным российским проектом гражданского самолета, дошедшим до стадии коммерческой эксплуатации. При этом некоторые детали лайнера, включая двигатели, разрабатывались и закупались у иностранных производителей авиатехники. В итоге доля импортных комплектующих в сборке превысила 60%. На сегодня SSJ100 прошел международную и страновую сертификацию АР МАК, европейской EASA, мексиканскими, лаосскими и индонезийскими полномочными органами.

Если египетская авиакомпания выберет российский самолет для замены старых Embraer-170, она станет второй иностранной компанией в мире, заключившей контракт на поставку такого количества SSJ-100 и первой с африканского континента.

«Это не просто 12 или 24 машины, это новый континент, на котором это все будет эксплуатироваться. Это важно», — отметил Слюсарь. Предыдущий международный успех SSJ-100 связан с мексиканской Interjet, которая в настоящее время является крупнейшим иностранным оператором российских самолетов этого типа: в ее авиапарке уже находятся 15 ВС SSJ-100, в течение 2015 года ожидается поставка еще 5 самолетов в рамках заключенного в 2011 году соглашения. К тому же, мексиканский авиаперевозчик в начале года подтвердил свои намерения использовать опцион на поставку дополнительно еще 10 самолетов SSJ-100.

В России крупнейшим оператором SSJ-100 выступает «Аэрофлот»: в его авиапарке насчитывается 19 бортов данного типа. Помимо «Аэрофлота» SSJ-100 эксплуатируется российскими авиакомпаниями «Газпромавиа» (8 ВС), «Якутия» (2 ВС), «Центр-Юг» (3 ВС) и Red Wings (3 ВС), а также госструктурами — МВД и Рособоронэкспорт (по одному ВС). В ближайшее время ожидает поставку двух самолетов SSJ-100 МЧС.

Сообщение о возможном египетском контракте появилось спустя всего лишь две с половиной недели после того, как стало известно о создании российско-китайской лизинговой компании, объем заказов которой может составить до 100 самолетов SSJ-100.

Но это не иностранная авиакомпания, а лизинговое предприятие, которое самостоятельно не будет эксплуатировать суда. Его задача — продвигать российский самолет на внутреннем китайском рынке и в странах Юго-Восточной Азии.

Проклятье Суперджета

Информацию о возможном контракте с египетской авиакомпанией омрачает один факт: финансовая отчетность Egypt Air в последние годы находится не в лучшем состоянии. После египетской революции в 2011 году показатели авиакомпании нырнули в зону убыточности. Так, по итогам 2010−2011 финансового года, завершившегося 30 июня, EgyptAir Holding, в состав которой входит авиаперевозчик EgyptAir, сообщила о чистых убытках в размере около $367 млн против прибыли около $100 млн годом ранее. В 2011—2012 финансовом году чистые убытки EgyptAir Holding увеличились почти в полтора раза, почти до $500 млн.

Согласно последнему опубликованному отчету, чистый убыток EgyptAir Holding в 2012—2013 финансовом году составил около $290 млн при выручке свыше $2,5 млрд. При этом краткосрочные обязательства EgyptAir составляли $2,2 млрд, подскочив по сравнению с предыдущим отчетным периодом на 27%.

С проблемными покупателями российский самолет сталкивался с первых дней коммерческой эксплуатации. Первый серийный SSJ-100 был поставлен в апреле 2011 года армянской авиакомпании Armavia, которая впоследствии отказалась от воздушного судна и вернула его российской стороне. Вслед за этим в 2013 году Armavia объявила о банкротстве.

Построенные для Armavia два самолета SSJ-100 были переданы российской «Московии», но в 2014 году из-за неудовлетворительного финансового состояния она лишилась права на летную деятельность. Находившиеся в ее авиапарке к тому времени уже 3 SSJ-100 вновь передали — на этот раз они вошли в авиафлот Red Wings.

За рубежом российский самолет столкнулся с похожими проблемами. Стартовый заказчик SSJ-100 в Юго-Восточной Азии — индонезийская авиакомпания Sky Aviation — тоже приостановила деятельность в 2014 году из-за финансовых трудностей. Ранее она получила три самолета SSJ-100.

О закупке самолетов SSJ100 договаривалась и «ЮТэйр». По договору от 2013 года, авиакомпания через «ВЭБ-лизинг» должна была приобрести шесть SSJ-100. Самолеты были построены и готовы к передаче перевозчику еще в 2014 году, но из-за финансовых трудностей «ЮТэйр» поставка была отложена на неопределенный срок. В настоящее время перевозчик «находится в стадии переговоров и никаких комментариев по данному вопросу не дает», сообщили «Газете.Ru» в «ЮТэйр».

«Заведомо убыточные контракты» стали причиной увеличения чистого убытка «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС) в 2014 году: по сравнению с 2013 годом они выросли на 10,13%, до 8,59 млрд рублей.

По итогам 2014 года ГСС отчиталась о росте выручки на 47%, до 24,03 млрд руб. Но это не перекрыло закупку выросших в цене импортных комплектующих: себестоимость продукции за 2014 год выросла на 39%, до 27,4 млрд руб. Долгосрочные обязательства ГСС за год сократились на 28,3%, до 35,23 млрд руб., но увеличились краткосрочные — в почти в 2,5 раза, до 76,2 млрд руб. Всего обязательства ГСС на конец 2014 года составляли 144,29 млрд руб.

«Вопрос в выборе покупателей у российской стороны не стоит: у ОАК не та ситуация, когда можно быть привередливым», — считает авиационный эксперт, научный сотрудник Высшей школы экономики Андрей Крамаренко. Главная задача ГСС — продать отечественную продукцию, «и его предлагают всем, кто проявит какой-то интерес». В этом отношении «платежеспособность не столь важна», что и видно по портфелю заказов: «мертвых покупателей у SSJ-100 сейчас больше, чем живых». Готовность египетской стороны купить российские самолеты будет в основном зависеть от того, какие условия и финансовые инструменты будут предложены российской компанией.

Впрочем, в том, что касается возможного сотрудничества с египетской EgyptAir, риски не столь велики. По факту Egypt Air Airlines является практически единственным авиаперевозчиком, осуществляющим рейсы внутри страны, и второй по количеству перевезенных пассажиров авиакомпанией на африканском континенте. Учитывая этот факт, а также то, что компания полностью принадлежит египетскому правительству, прекращение деятельности или банкротство EgyptAir вряд ли возможно. А значит SSJ-100 не останется без эксплуатанта.

Автор: Елена Платонова