Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
28 мая 2015, источник: "Российская газета"

Какие проблемы вызовет «экономическое сжатие» территории Сибири

Несовершенное законодательство, проблема транспортной доступности территорий серьезно тормозят развитие городских агломераций в России. К такому выводу пришли участники всероссийской конференции, которая прошла в Новосибирске.

Сейчас разворачивается дискуссия не только о развитии столичных агломераций — Москвы и Санкт-Петербурга. В стране насчитывается около двадцати крупных агломераций с численностью населения более одного миллиона человек в каждой и еще несколько «пороговых». В сибирских регионах идет формирование как минимум пяти таких объединений. По словам полномочного представителя президента РФ в СФО Николая Рогожкина, в Сибири с ее большими расстояниями и низкой плотностью населения агломерации особенно востребованы — благодаря им происходит «экономическое сжатие» территории.

— В России опыт управления агломерационными процессами только нарабатывается. Поэтому особенно важны усилия по координации деятельности органов исполнительной власти всех уровней — федерального, регионального и местного. В процессе агломерационного развития важно не разрушить сложившийся ранее каркас расселения, не допустить массового переезда молодежи в крупные города, — подчеркнул полпред.

Заместитель министра экономического развития России Александр Цыбульский отметил, что крупные города агломераций становятся центрами экономической и деловой активности, мощными логистическими и транспортно-пересадочными узлами.

— Они формируют и держат транспортный каркас России, который позволяет создавать и развивать рынки товаров и услуг. Городские агломерации имеют оптимальную возможность проводить импортозамещающую реиндустриализацию, чему способствуют образовательный и научный потенциалы городов, — добавил замминистра.

Вместе с этим, по его словам, в правительстве страны понимают необходимость дополнительного законодательного регулирования организационно-правовых вопросов функционирования городских агломераций. Как решать межмуниципальные вопросы, которые неизбежно возникают при создании агломерации? Как финансировать совместную деятельность? Конкретных ответов нет, так же как и норм в российском законодательстве, которые бы позволяли юридически внятно оформлять межмуниципальное взаимодействие, особенно в финансово-хозяйственной сфере. Александр Цыбульский заметил, что такие решения будут отработаны в пилотных территориях, которых в стране шестнадцать. Одна из них — Новосибирская область, которая, по оценке специалистов, в этом направлении продвинулась дальше остальных и первая среди регионов вышла на подписание соглашений, направленных на развитие агломерации.

— Развитие должно осуществляться естественным путем. Мы выбрали путь координации и взаимодействия всех муниципальных образований, входящих в агломерацию — их двенадцать, включая Новосибирск. Для нас принципиально важно то, что все они сохраняют свою территориальную целостность и самостоятельность, — отметил губернатор Новосибирской области Владимир Городецкий.

Новосибирская агломерация может стать крупнейшей в стране — ее население составляет более двух миллионов человек, а общая площадь террритории включенных в нее муниципальных образований превышает 36,75 тысячи квадратных километров (площадь непосредственно агломерации, по предварительным расчетам, — десять тысяч квадратных километров). При этом самый удаленный пункт от Новосибирска находится на расстоянии 75 километров. Главная задача — формирование инфраструктурного каркаса за счет развития инженерных коммуникаций, строительства жилья и решения социальных проблем. Одним из опорных проектов определено создание Аэросити на базе международного аэропорта Толмачево. Как рассказал заместитель губернатора Новосибирской области Сергей Семка, уже сделаны конкретные шаги — правительство региона и группа компаний «Олимпик Сити» заключили на конференции соглашение о строительстве комплекса административно-деловых и торговых центров, а также двухуровневой транспортной развязки в Ленинском районе Новосибирска на общей площади 970 тысяч квадратных метров.

— Теперь мы должны думать о том, как связать транспортным сообщением соседние регионы — Новосибирск, Томск, Омск, Барнаул, Кемерово, Новокузнецк, — заявил Владимир Городецкий.

Эти города, как сообщил вице-президент Центра экономики инфраструктуры «Новый экономический рост» Павел Чистяков, рассматриваются как участники будущей Южносибирской конурбации (агломерации, объединяющей несколько близких по размеру и значимости городов или территорий при отсутствии явно доминирующего центра). Численность ее населения превысит четыре миллиона человек. Организация скоростного движения между крупными городами Южной Сибири сократит время в пути практически вдвое.

— Что происходит, когда два города становятся ближе друг к другу хотя бы по временным затратам на транспортное сообщение? Бизнесу проще найти новые рынки сбыта, расширить число поставщиков сырья, товаров, комплектующих. Также это решение проблемы рынка труда, так как появляются дополнительные возможности — как для работодателя, так и работников. Это в целом повышение уровня заработной платы. Улучшая транспортное сообщение, мы вовлекаем в активную деловую жизнь пригородные территории, — отметил Павел Чистяков.

Общий экономический эффект от организации конурбации в Сибири, ускорения движения грузового транспорта, повышения инвестиционного спроса территорий может исчисляться 420 миллиардами рублей.

Мнение

Виктор Толоконский, губернатор Красноярского края:

Я не ставлю под сомнение саму идею агломерационного развития. Но, на мой взгляд, большой Новосибирск или другие крупные города и так развиваются и будут становиться точками роста. Куда важнее решать проблемы районных центров или небольших городов. Наши законы не позволяют нормально заниматься агломерационным развитием. Сейчас мы не можем изменить административные границы, ни под каким предлогом. Но очевидно, что большому городу придется выйти за них. Нужны новые территории, чтобы построить промышленно-логистические парки, вынести за городскую черту складские, производственные комплексы. Как это регулировать? Непросто решить вопрос перераспределения налоговых поступлений, которые будут формироваться при агломерационном развитии. Определены пилотные проекты, и на них мы должны научиться управлять этими процессами.