Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
29 мая 2015, источник: Газета.Ру

В Москве — сельдерей, в регионах — петрушка

Из-за экономического кризиса россияне экономят не только при совершении крупных покупок, но и на продуктах питания. Потребитель стал более избирателен в вопросе покупки еды. Тем не менее, с начала года основные вкусовые предпочтения россиян не изменились, сообщили ритейлеры. Какие продукты преобладают в ключевых продовольственных категориях в зависимости от региона России — в материале «Газеты.Ru».

Источник: Reuters

Последствием нестабильной ситуации в российской экономике стала всеобщая тенденция к сбережению средств. Причем экономия затрагивает не только непродовольственные товары, но и продуктовый сегмент. Это видно из финансовых отчетностей российских ритейлеров. К примеру, в 2015 году по результатам первого квартала средний чек в «Магните» вырос на 14%, в X5 — на 11,9%, в ГК «Дикси» — на 11,5%, в «Ленте» — на 6,7%. Для сравнения, в апреле 2015 года по сравнению с аналогичным показателем 2014 года официальная продуктовая инфляция составила 21,9%.

Только по Росстату продукты питания (без учета алкогольных и безалкогольных напитков) в России за пять месяцев, с декабря 2014 по апрель 2015 года, дорожали в 11 раз быстрее, чем в Евросоюзе.

Российская продуктовая инфляция за данный период составила 12,2% по сравнению с европейской в 1,1%, причем в отдельных странах продовольствие даже дешевело. С учетом алкогольной и безалкогольной продукции разница в показателях еще больше — 12,9% в России против 1,2% в ЕС.

Поэтому подобные темпы роста цен заставляют потребителей больше задумываться над своими затратами на еду. Как следует из недавнего исследования международной аналитической компании Nielsen, 44% россиян сократили потребление продуктов питания и товаров повседневного спроса в среднем на 24%. «Мы наблюдаем, как покупатель становится все более бережливым, все тщательнее ищет пути сэкономить, все пристальнее смотрит на цены», — комментирует Илона Лепп, коммерческий директор Nielsen Россия.

Весной, по данным аналитиков, россияне продолжили сокращать покупки продуктов не первой необходимости, в особенности премиального алкоголя, а также чипсов и других снеков. Почти половина россиян стала сокращать покупку шоколада, фруктовых соков, свежих фруктов и овощей, мясных продуктов. 48% потребителей заявили, что стали приобретать меньше сыра, более трети заявили о сокращении потребления молочной продукции.

Тем не менее, несмотря на кризис, кардинально менять состав продуктовой корзины россияне пока не стали. За первые пять месяцев года наиболее популярные категории товаров в разных регионах не изменились, рассказали «Газете.Ru» представители ГК «Дикси».

«Сегодня действительно можно отметить, что в покупательской корзине стало чуть больше более дешевых продуктов», — сообщили изданию представители сетевика. По информации ритейлера, отмечается и небольшое снижение спроса в категориях «гастрономия-бакалея», в то время как спрос на овощи и фрукты, напротив, растет. «Кроме того, мы наблюдаем сезонные изменения в покупательских предпочтениях, т.е. есть смещение спроса между категориями, однако тренда к изменениям традиционного набора популярных продуктов они не демонстрируют», — добавили в компании.

Интересно, что, несмотря на то, что «стандартная» потребительская корзина по категориям почти не поменялась, ее наполнение разнится в зависимости от региона.

Согласно исследованию ритейлера, проводимому с января в Москве, Санкт-Петербурге и Центральном, Северо-Западном, Приволжском и Уральском центральных округах, где присутствуют магазины компании, везде в категории свежих фруктов по предпочтению потребителей лидируют яблоки — на них приходится до 45% от всего объема продаж фруктовой продукции. Впрочем, наиболее популярны сорта яблок различаются в зависимости от региона: в Москве, Калуге, Туле и Челябинске из шести наименований выбирают яблоки кисло-сладких сортов, а в Ярославле и Твери большей популярностью пользуются сладкие плоды.

В Москве и Петербурге в кризис не отказались от сладкой газировки — этот товар является самым популярным в категории безалкогольных напитков, в то время как, например, в Челябинске лидерские позиции занимают фруктовые соки и нектары.

В качестве десерта к чаю покупатели Москвы, Рязани, Ярославля и Твери выбирают классическое печенье, козинаки и пряники, жители Санкт-Петербурга, Карелии и Мурманска вместо пряников предпочитают мягкие вафли, а челябинцы — халву.

Жителей столиц и регионов различает и выбор зелени. «Очевидными лидерами рейтинга во всех городах являются зеленый лук, укроп и петрушка, а вот стебли сельдерея кладут в корзину только в Москве и Санкт-Петербурге», — комментирует исследование ритейлер.

Но есть категории, которые остаются постоянными в каждом регионе России.

В числе непреходящей «классики» — черный чай, занимающий долю около 80% от всего реализованного чая, и гречка, на которую приходится каждый третий проданный пакет крупы.

Также россияне остаются верны майонезу — самому популярному соусу (его доля продаж среди всех соусов составляет 40%), и растворимому кофе (также составляющему 40% от общих продаж кофе). Самой популярной консервированной рыбой остается сайра с долей в объеме продаж около трети. В то же время в категории молочных продуктов в каждом из регионов наибольшей популярностью пользуются товары, произведенные местными производителями.

Карина Романова

Пока ни одного комментария, будьте первым!
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
31 день подписки от 59 рублей
Оплатить подписку