Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
Так начиналась война Минобороны раскрыло секретные документы о первых днях Великой Отечественной войны
1 июня 2015, источник: Известия

Россиянка требует от GM 50 млн рублей за брак в Chevrolet Cruze

Юристы сомневаются, что суд присудит моральный вред в таком объеме.

Семья Суховых из Пензы подала судебный иск на 50 млн рублей к местному дилеру Chevrolet и санкт-петербургскому заводу корпорации GM («Джи Эм Авто»), который выпустил, по их мнению, бракованный Chevrolet Cruze. 9 октября 2014 года во время движения у машины лопнул привод правого переднего колеса. Главное в том, что в 2013 году сам американский концерн предупреждал о возможном браке этой детали, по всему миру отзывалось (то есть бесплатно устранялся дефект) около 180 тыс. автомобилей. Сервисная акция коснулась и России, но семья Суховых говорит, что их никто об этом не уведомлял и не приглашал в дилерский центр. Юристы считают, что Суховы не смогут добиться возмещения морального вреда на такую большую сумму и сулят им лишь несколько тысяч рублей — прямой ущерб уже возмещен: дилер починил машину после поломки.

Хетчбэк Chevrolet Cruze (модификация с двигателем 1,8 л, 140 л.с.) оформлен на жительницу Пензы Юлию Сухову, тяжбой с GM занимается ее отец, пенсионер Геннадий Сухов, который вместе со своим сыном эксплуатирует этот автомобиль.

— Ехали по городу и после начала движения на перекрестке на скорости не более 40 км/ч произошел разрыв правого приводного вала, который соединяет внутренний и внешний ШРУСы. Разорвался металл, — рассказал «Известиям» историю поломки Геннадий Сухов.

По его словам, купленный в 2013 году (за 626 тыс. рублей) у местного официального дилера Chevrolet (ООО «Автолоцман») автомобиль находился в исправном состоянии, эксплуатировался в рекомендованных заводом изготовителем режимах и никаких нареканий не вызывал. После инцидента Суховы не стали вызывать ГИБДД, так как не было собственно ДТП. Машину на эвакуаторе доставили в гараж, где выездные специалисты пензенской Научно-исследовательская лаборатории судебных экспертиз диагностировали поломку.

«Эксплуатация автомобиля с дефектным приводным валом недопустима и может привести к дорожно-транспортному происшествию, она опасна для жизни и здоровья людей: как находящихся непосредственно в данном автомобиле, так и для других участников дорожного движения», — говорится в заключении экспертной организации.

Для замены вышедшего из строя приводного вала Суховы обратились на «горячую линию» GM.

— После этого нам перезвонили с номера, который не определился, сообщили, что машина подпадает под сервисную акцию, и порекомендовали обратиться к дилеру, продавшему автомобиль, для замены вала, — продолжил пенсионер. — Они признали брак, и деталь заменили в дилерском центре, у меня сохранился заказ-наряд.

В российском представительстве Chevrolet (входит в GM) «Известиям» сообщили, что сервисная компания в России была.

— Сервисная кампания проводилась в 2014 году, она затрагивала машины Cruze, произведенные в 2013 году и начале 2014 года. Мы оповестили всех дилеров Chevrolet, а они, в свою очередь, по процедурам GM должны были оповестить всех клиентов. Они должны были в обязательном порядке отправить письмо на электронную почту и опционально обзвонить, — пояснил менеджер по связям с общественностью Chevrolet в России Алексей Куприн.

Геннадий Сухов однако заверяет, что никаких писем его дочь не получала и звонков от дилера с предложением приехать для замены проблемной детали не было.

— Не обзванивали и никаким образом не сообщали. Позже мы узнали, что в России было как минимум два отзыва Chevrolet Cruze. Я считаю, что этот инцидент носит крайне опасный характер, поскольку была угроза жизни моей семьи. Сразу после этого случая я обращался в прокуратуру и Следственный комитет. Прокуратура, рассмотрев мое письмо, не нашла состава преступления. Мое письмо переслали в Роспотребнадзор, который прислал какую-то отписку. Следственный комитет тоже не отреагировал, — сообщил Сухов. — Мы подали иск на 50 млн рублей. Я считаю всю эту историю криминальной, а так как она продолжение не получила, я полагаю, единственно возможным наказанием для General Motors может быть только денежное наказание. Если считать пассажиров всех проданных машин и окружающих, потенциальный риск этой проблемы затрагивает без преувеличения более сотни тысяч граждан. Получается они экономят, рискуя жизнями людей.

В Ленинском районном суде Пензы «Известиям» подтвердили, что иск поступил 25 мая (дела о защите прав потребителей могут рассматриваться по месту жительства истца), дата рассмотрения дела пока еще не назначена.

Суховы поставили в известность представителей завода «Джи Эм Авто» о желании взыскать моральный вред. Впрочем, в официальном ответе клиентам (копия есть в распоряжении «Известий») юристы завода выразили сомнение по поводу какой-либо вины компании в случившемся.

«Джи Эм Авто» в рамках осуществления своей деятельности не причиняло вам физических и нравственных страданий, не производило как виновных, так и не виновных действий (бездействовало), нарушающих ваши личные неимущественные права либо посягающие на принадлежащие вам нематериальные блага. Учитывая вышеизложенное, «Джи Эм Авто» считает просьбу о компенсации морального вреда не подлежащей удовлетворению, — говорится в ответе завода на претензию.

Автомобильный адвокат Александр Радько полагает, что у автомобилиста есть шансы доказать вину ответчика, но большой денежной компенсации в российских судах ждать не стоит: крупные компенсации в таких случаях реально получить, например, в США.

— Компенсация морального вреда, если удастся доказать вину, будет исчисляться десятками тысяч рублей, но никак не миллионами, а может быть даже 2−3 тыс. рублей. Просто в российских судах не принято компенсировать моральный вред, даже за умышленное убийство его возмещают в размере не более 2−3 млн рублей, — говорит Радько.

По словам адвоката, хозяйка Cruze могла получить намного большую денежную компенсацию, если бы в рамках закона «О защите прав потребителей» попробовала через суд добиться возврата денег за товар и выплаты неустойки. Практика судов водителей с дилерами и производителями показывает, что размер неустойки может быть в 2−3 раза выше начальной цены автомобиля.

— Однако теперь уже ничего не получится, потому что по закону в случае обнаружения недостатка товара потребитель вправе требовать расторжения договора купли-продажи либо устранения этих недостатков. В данном случае потребитель уже свой выбор сделал, приняв предложение дилера о починке, — резюмировал Радько.

Иски к автопроизводителям по факту брака с требованиям возместить помимо имущественного моральный вред довольно редки в России. В 2008 году у автомобиля BMW 3-й серии жителя Казани Евгений Шаурбин на скорости 100 км/ч отлетело переднее колесо. Шаурбин оценил свой моральный вред в 97 млн рублей. В ходе судебного процесса ответчиком выступал завод «Автотор» (с начала 2000-х годов собирает модели BMW методом крупноузловой сборки), потому что компания BMW устранилась из процесса, мотивируя это тем, что за российскую сборку отвечает исключительно «Автотор». Вину производителя доказать не удалось.

Пока ни одного комментария, будьте первым!
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
31 день подписки от 59 рублей
Оплатить подписку