Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
6 июня 2015, источник: 36on.ru

Новый архитектор области Марина Ракова хочет отказаться от точечной застройки

5 июня в бизнес-инкубаторе ВГАСУ состоялось расширенное заседание Совета главных архитекторов муниципальных образований при правительстве Воронежской области, в котором также приняли участие представители университета, проектировщики, сотрудники Управления и подведомственного ему бюджетного учреждения «Нормативно-проектный центр».

Источник: Reuters

Главной темой заседания стало программное выступление Марины Раковой, её первое, по сути, официальное обращение к представителям профессионального сообщества и органам местного самоуправления региона в качестве руководителя профильного органа власти.

Напомним, 31 декабря 2014 года губернатором Алексеем Гордеевым было подписано постановление правительства области о создании управления архитектуры и градостроительства, а 26 мая 2015 года, после завершения реорганизации, Управление официально начало свою деятельность. В апреле текущего года указом губернатора руководителем управления была назначена Марина Ракова, которая в течение пяти лет занимала пост заместителя руководителя департамента архитектуры и строительной политики Воронежской области.

Марина Ракова рассказала об изменениях в структуре Управления, о вакантных местах («Круг наших задач расширился, а круг сотрудников пока, к сожалению, не велик. Общая численность — 26 человек»), и, конечно, наметила круг проблем, которые предстоит решить её ведомству.

Одно на троих

Основными структурными подразделениями Управления остаются следующие:

Отдел территориального планирования во главе с Юрием Шалыгиным (теперь и в качестве замруководителя Управления). В компетенции отдела останутся вопросы согласования генпланов, реализация мероприятий по госпрограмме и предоставлению субсидий муниципалитетам, административно-территориальное устройство и согласование вопросов, связанных с переводами земель.

Отдел контроля (Валентина Сухачева). По-прежнему курирует и работает с обращениями граждан, контролирует и проверяет муниципалитеты, выступает наставником в вопросах принятия правовых актов и выдачи разрешительной документации.

В подчинении остаётся бюджетное учреждение «Нормативно-проектный центр» (Евгений Хорошев). Оно остаётся основным разработчиком нормативных планов, корректировки планов землепользования и застройки и исполнителем работ, связанных с границами города и области.

Новые подразделения

Организационно-правовой отдел. Он небольшой: в него вошли всего три человека. Возглавляет его Софья Бондарева. Сюда можно обращаться за консультацией по правовым вопросам.

Отдел развития архитектурной деятельности. В него вошли 5 человек. Руководитель не назначен, он будет определяться по результатам конкурса.

По словам Марины Раковой, Управление находится в прямой зависимости от федеральной власти. С сентября 2014 года Управление курируют сразу три федеральных ведомства: Минэконом (территориальное планирование), Минстрой (градостроительные замеры, планировка территории и контроль), Минюст (административно-территориальное устройство).

— Управлению предстоит непростая задача: выстроить конструктивные рабочие отношения сразу с тремя ведомствами, — сказала она.

Проблемы, которые предстоит решить Управлению

Первая.

На сегодняшний день отсутствует последовательность в реализации территориальных генпланов (хотя документально и юридически они определены). Планы по их реализации отменены и на этой почве возникают конфликты. Инженерно-транспортно-социальные структуры не поспевают за стремительными темпами жилой застройки. «У власти отсутствуют рычаги воздействия на застройщиков в вопросах строительства социальной инфраструктуры».

Вторая.

Неповоротливые длительные процедуры согласования градостроительной документации и внесение в неё изменений. Как следствие: затягивание сроков при реализации важных инвестпроектов, если таковые не были учтены генпланом первых версий.

Третья.

Значимые проекты сопровождаются в ручном режиме. На федеральном уровне понимание необходимости корректировки этой процедуры пришло. Управление предоставило Минэконому свои предложения. «Я думаю, это проблема всей России, и законодательный ответ будет дан».

Четвертая.

Статус института публичных слушаний. «Сегодня, по сути, это лишь форма оповещения граждан о приятии властью градостроительных решений. Вы знаете, что результаты слушаний не являются обязательными, а это зачастую влечёт неудовлетворённость сторон и судебные разбирательства. Поэтому, на мой взгляд, к процедуре публичных слушаний нельзя относиться формально. Здесь всё очень тонко. С одной стороны, отдавать вопрос на откуп непрофессионального мнения неправильно. А, с другой стороны, надо уметь слушать и прислушиваться к тому, о чём говорит население».

Пятая.

Проекты планировки продекларированы кодексом, но необязательны к исполнению. «И мы с вами знаем об этом несоответствии. Мы наблюдаем прецеденты, когда возникают личные субъективные трактовки со стороны власти».

Шестая.

Должным образом не работает институт застройки территорий. «Как следствие, строительная активность перемещается на свободные периферийные земли города». Там ситуация также непростая: либо надо строить заново либо реконструировать дорожную инфраструктуру.

Седьмая.

Существенно возросли строительные риски в связи с экономической нестабильностью и постоянными изменениями правового поля, «в котором зачастую даже специалистам бывает сложно ориентироваться». «На мой взгляд, особенно динамично меняется градостроительное и земельное законодательство». Эта проблема характерна для всей России и «сопровождается горячей полемикой». Самым первым номером в повестке стоит приказ «Классификатор видов размещенного использования земельных участков», который Минэкономразвития позиционируется как переходный нормативно-правовой акт к отмене категории земель.

Методика его применения на сегодня не разработана. Но уже продекларирована необходимость регионам откорректировать все правила землепользования и застройки до 1 января 2020 года. «Мы пришли к выводу, что применять классификатор в утверждённом виде невозможно. Мы позволили себе высказать свою позицию по этому вопросу в письме Минэкономразвития РФ. Сегодня министр находится в Воронеже с визитом, и мы надеемся, что губернатором наши предложения будут лично переданы министру», —сказала Марина Ракова.

«Нужно защищать людей от неумеренных аппетитов застройщиков»

По словам Раковой, мнения горожан «являются отличной лакмусовой бумажкой» всех решений и проектов Управления:

— Порой они дают нам нелестные оценки. Наиболее часто с жалобами обращаются жители центра города. Граждане считают, что наше Управление в силах решать заявленные проблемы. А это возлагает на нас серьёзную ответственность. От нас ждут действий.

По её словам, главенствующая роль в этом вопросе принадлежит проектировщикам. Они были приглашены на встречу, и Марина Ракова специально для них привела несколько примеров жалоб жителей.

— Какой можно сделать вывод? — спросила Ракова. И сама же ответила: — Градостроительная политика в целом требует серьёзных перемен. Особенно нашего административного центра и пригородных районов, где инвестиционная активность наиболее велика.

Нужно менять подходы, нужно среду действительно делать благоприятной. Нужно отрабатывать механизмы, которые, с одной стороны, будут привлекать инвестора, а, с другой, защищать проживающих на территории людей от неумеренных аппетитов застройщиков.

Частью этой политики должна стать документация по планировке территорий, разрабатываемых не применительно к одному объекту, а для квартала или микрорайона в целом.

Коллеги, надо учиться сообща блокировать неверные градостроительные решения, надо переставать «кусочничать» и соблюдать комплексный подход.

В качестве конкретной рекомендации Марина Ракова предложила решить транспортную проблему:

—  Я хотела бы обратить внимание администрации города на необходимость уже в этом году заниматься корректировкой генплана в части транспорта. Как вы знаете, утверждённый в конце прошлого года генплан этот раздел не затронул. Ущербность транспортной инфраструктуры на себе ощущает уже каждый горожанин.

Ближайшие планы Управления

Важная роль отводится региональному Градостроительному совету Воронежской области, деятельность которого будет сопровождать Управление.

— Идея Градсовета в создании, во-первых, системы регулирования градостроительной деятельности на стадии замысла во избежание градостроительных ошибок. Во-вторых, инструмента профессиональной «цензуры», которая творческую мысль авторов проектов, рассматриваемых на заседаниях Градсовета, подвергнет проверке на эстетическую, стилистическую состоятельность, а также на грамотность проектных решений, — прокомментировала Марина Ракова позицию Управления.

Отдельное внимание на заседании было уделено совместной деятельности Воронежского ГАСУ и управления архитектуры и градостроительства Воронежской области, которыми было подписано соглашение о сотрудничестве. Основные направления: развитие творческой составляющей в рамках учебного процесса, проведение учебных, и преддипломных практик для студентов, послевузовской переподготовки специалистов, организация научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, выполняемых силами университета.

Планируется развитие творческих конкурсов проектирования по реальным объектам и территориям Воронежской области с целью вовлечения студентов в практическую градостроительную деятельность региона, воспитания подлинного интереса и любви к профессии.

Затем слово взял замруководителя департамента имущественных и земельных отношений области Сергей Бобровников. Он рассказал о проблемах размещения наружной рекламы.

Лариса Кригер, известный в Воронеже специалист в области охраны объектов культурного наследия, долгое время отдавшая работе в управлении архитектуры и градостроительства области, выступила с ретроспективными заметками об эволюции органов архитектуры и градостроительства.

В заключение мероприятия Марина Ракова вручила благодарственные письма и памятные подарки бывшим сотрудникам Управления и главным архитекторам муниципальных образований.

Итогом заседания стала резолюция, в которой были сформулированы основные принципы деятельности Совета (информационная открытость, социальная активность, оперативное административное реагирование, формирование единого подхода и требований к разрабатываемой и утверждаемой документации и др.).

Пока ни одного комментария, будьте первым!
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
31 день подписки от 59 рублей
Оплатить подписку