Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
24 июня 2015, источник: Газета.Ру

Самолеты сделают резиновыми

Такая мера может помочь перевозчикам, терпящим убытки на фоне экономического спада в стране и снижения спроса на международные рейсы. Против законопроекта выступают пассажиры — они опасаются ущемления прав потребителей. Эксперты добавляют: овербукинг не страшен при наличии нормативной базы, но законопроект Минтранса нуждается в доработке.

Источник: Reuters

Минтранс опубликовал на Едином портале законопроект, разрешающий продажу авиабилетов в большем количестве, чем имеется свободных мест на борту самолета. Такая мера призвана поддержать страдающий от экономического спада сектор гражданской авиации в стране.

Согласно предлагаемому закону, авиакомпания получает возможность изменить договор воздушной перевозки, если у нее не получится предоставить место на рейсе или «по решению перевозчика».

В этом случае авиаперевозчик обязан проинформировать пассажира об альтернативном варианте воздушной перевозки до того пункта назначения, который указан в билете.

«При несогласии пассажира с альтернативным вариантом воздушной перевозки договор перевозки расторгается, пассажиру возвращается сумма, уплаченная за воздушную перевозку, и предоставляется компенсация в порядке, установленном федеральными авиационными правилами», — уточняется в документе. Конкретной суммы компенсации в законопроекте не приводится.

«Размещенный на Едином портале законопроект в настоящее время проходит стадию общественного обсуждения, и данные вопросы пока находятся в проработке», — сообщили «Газете.Ru» в пресс-службе Минтранса.

Рассмотреть возможность перебронирования авиабилетов постановил глава кабмина Дмитрий Медведев в конце февраля 2015 года.

Закон, по плану, вступит в силу во втором квартале 2016 года.

За введение овербукинга ранее высказывались некоторые российские авиакомпании, в том числе «Аэрофлот». По статистике компании, на каждый рейс не приходит от 10% до 15% пассажиров. Положительно высказывались в отношении перепродажи авиабилетов авиакомпании «Сибирь» и «ЮТэйр». Против системы овербукинга выступило руководство авиакомпании «Трансаэро».

«Трансаэро» не поддерживает идею ввести в гражданской авиации России овербукинг. Более того, в компании внутренними документами запрещена подобная практика. Мы считаем, что она несправедлива по отношению к пассажирам. Такая практика может серьезно нарушить планы людей, — заявили «Газете.Ru» в пресс-службе авиаперевозчика, добавив, что авиационная инфраструктура России отличается наличием крайне малого количества маршрутов с высокой частотностью.

В 2015 году российские авиакомпании столкнулись с падением показателей прибыли из-за обесценивания рубля и сокращения спроса на международную авиаперевозку — самую прибыльную статью деятельности у авиаперевозчиков.

В феврале авиакомпании обратились к кабмину с просьбой поддержать отрасль — «обнулить» НДС в тарифах на внутренние авиаперелеты, компенсировать процентные ставки по кредитам, предоставить госгарантии, заморозить аэропортовые сборы. Частично требования авиаперевозчиков были выполнены: в начале апреля президент Владимир Путин подписал законопроект о снижении НДС на внутренние авиаперелеты с 18 до 10% сроком до конца 2017 года.

Но этих мер, скорее всего, будет недостаточно. По данным Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ), убытки 35 крупнейших авиакомпаний России за период с января по апрель текущего года составили 2,2 млрд рублей. Международные перевозки с января по май упали на 14,1%, до 13,84 млн человек, по данным Росавиации.

Против введения овербукинга выступает большинство авиапассажиров. Клиенты авиакомпаний опасаются, что из-за введения подобной практики они не смогут спланировать отдых, упустят стыковку следующего самолета, увеличится риск сокращения отпуска, а материальная компенсация будет несравнима с теми расходами, которые будут понесены из-за отмены или переноса рейса.

«Авиакомпания прибегает к овербукингу не от хорошей жизни. Если все идет нормально, то пассажир и не в курсе, что где-то произошел овербукинг. Проблемы начинаются тогда, когда пассажиров пришло больше, чем планировалось. Вот тут и нужно правовое регулирование», — объяснил «Газете.Ru» сотрудник Высшей школы экономики (ВШЭ) Андрей Крамаренко. По его словам, в опубликованном Минтрансом нормативном акте вызывают удивление некоторые формулировки, в том числе возможность расторжения договора о воздушной перевозке «по решению авиаперевозчика» и отсутствие, собственно, термина овербукинг.

«Опубликованный акт разрешает авиакомпаниям расторгать договор “по решению авиаперевозчика”, то есть по собственному желанию. Таким образом, эта норма противоречит всему гражданскому кодексу, всему разделу об обязательственном праве», — пояснил Крамаренко.

Удивление у эксперта вызвала и формулировка об обязанности авиакомпании «проинформировать пассажира об альтернативных вариантах»:

«То есть что получается, что авиакомпания не обязуется его перевезти, а только проинформировать?

В ЕС и США, например, императивом является обязательство авиакомпании предложить пассажиру опции дальнейшего продолжения полета до места назначения, в том числе рейсами других авиакомпаний.

Автор: Елена Платонова

Пока ни одного комментария, будьте первым!
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
31 день подписки от 59 рублей
Оплатить подписку