Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
6 июля 2015, источник: Газета Коммерсантъ

Железные дороги уперлись в надбавку

«Русалу», «Металлоинвесту» и Evraz не удается добиться отмены надбавки 13,4% к экспортному тарифу ОАО РЖД на перевозки алюминия и железной руды: монополия «не видит драматической ситуации» в экономике компаний. Металлурги заявляют о поддержке Минпромторга, но решение за вице-премьером и главой совета директоров ОАО РЖД Аркадием Дворковичем. Аналитики считают, что в лучшем случае металлурги могут рассчитывать на отмену надбавки в 2016 году.

Источник: Фотоархив ИД «Коммерсантъ»

ОАО РЖД не видит необходимости в отмене надбавки к экспортному грузовому тарифу (13,4%) для «Русала», «Металлоинвеста» и Evraz, заявил в пятницу глава транспортно-логистического департамента монополии Иван Беседин. «Тщательное рассмотрение показывает, что сегодня алюминий хорошо идет на экспорт, что финансовое положение предприятий улучшается, себестоимость снижается», — цитирует топ-менеджера «Интерфакс». По его словам, монополия запрашивала у «Русала» документы для «подтверждения ряда экономических вопросов», но «там нет драматической ситуации»: показатели «говорят об очень позитивном коммерческом положении».

По данным ОАО РЖД, за январь—май «Русал» увеличил отгрузку алюминия по железным дорогам на 11,4%, до 1,28 млн тонн. Чистая прибыль компании в первом квартале — $572 млн, хотя второй квартал, по оценкам компании, будет хуже из-за снижения цены на алюминий на LME и премий за отгрузку. Обращения об отмене надбавки на экспортные перевозки железной руды (около 20 млн тонн в год) также не убедили ОАО РЖД. «Необходимости в каких-то дополнительных решениях нет», — считает Иван Беседин.

Металлурги с этим не согласны. В «Русале» отметили, что цена на алюминий упала до кризисных минимумов 2008 года (в пятницу тонна стоила на LME $1693), продолжается рост затрат на производство в том числе за счет увеличения железнодорожных тарифов. С 2012 года ОАО РЖД уже потеряло около 5,5 млрд руб. за счет сокращения перевозок «Русала» после остановки нерентабельных мощностей на пяти заводах, говорят в компании, добавляя, что для снижения издержек переходят на другие виды транспорта. Сохранение надбавки приведет к снижению перевозок алюминия и сырья и к новым потерям доходов ОАО РЖД, считают в «Русале». Источник «Ъ», близкий к компании, уточнил, что доля автотранспорта в перевозках «Русала» росла ежегодно, «обычно это было 7−10% перевозок на коротких дистанциях, сейчас же планируется переход и на водные перевозки в навигацию».

В НП «Русская сталь», которое еще в январе выносило вопрос на рассмотрение вице-премьера Аркадия Дворковича, занимают еще более жесткую позицию: «Попытка ОАО РЖД увязать повышение экспортных тарифов с девальвацией рубля и с якобы резким увеличением поставщиками цен на закупаемые монополией материалы несостоятельна: с начала года рубль укрепился почти на 17% и далеко не все экспортеры являются поставщиками ОАО РЖД». В НП недовольны и повышением тарифов «без согласований с правительством и без публичных обсуждений». Минпромторг поддерживает отмену надбавки, о чем 18 мая уведомил Аркадия Дворковича, говорят в «Русской стали». Представители Минпромторга и вице-премьера на запросы «Ъ» не ответили, в «Металлоинвесте» и Evraz тему не комментируют.

Как сообщал «Ъ» в апреле, «Русал» просил у ОАО РЖД и максимальную скидку (12,8%) к тарифу на импортный глинозем (около 4 млн тонн в год). По словам источника, близкого к «Русалу», понимание необходимости скидки есть на уровне Минпромторга, Минэкономики и вице-президентов ОАО РЖД, «но средний управленческий состав монополии, который занимается скидками, часто меняется» и им необходимо время вникнуть в вопрос. «В то же время решение по угольщикам (им снизили надбавку к тарифу до 1,3%.— “Ъ”) принято прежним менеджментом за две недели, а по “Русалу” и черной металлургии анализ длится более полугода», — отмечает он.

Николай Сосновский из UBS говорит, что активизация металлургов понятна: с начала года укрепился рубль, произошла инфляция, маржа экспорта существенно снизилась. По его мнению, отмена надбавки актуальней для производителей руды, чем для «Русала», который прибылен и при низких ценах. У «Металлоинвеста» и Evraz себестоимость добычи — около $30 на тонну, и при рыночной цене $60 за тонну им не помешало бы снижение транспортных затрат, отмечает он. Но добиться отмены надбавки в этом году будет нелегко, сейчас компании скорее создают задел на 2016 год, полагает аналитик.

Анатолий Джумайло

Пока ни одного комментария, будьте первым!
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
, вы можете комментировать еще  дней
, вы можете комментировать еще  дней
31 деньподписки за59рублей
Оплатите подписку, чтобы читать все комментарии и участвовать в обсуждении новостей