Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
15 июля 2015, источник: Газета.Ру

Самолеты просят о снижении

Авиакомпании просят снова понизить ставку НДС, которая в этом году уже была сокращена с 18 до 10%. Инициативу авиаперевозчиков уже поручили рассмотреть профильным ведомствам. По оценкам Минтранса, обнуление НДС поможет авиаотрасли сэкономить до 50 млрд рублей. Аналитики сомневаются в возможности обнуления в текущем году и говорят об опасном прецеденте, который будет создан такой мерой.

Источник: AP 2017

Авиакомпании снова просят понизить ставку налога на добавочную стоимость (НДС) на внутренние авиаперевозки до нуля. Соответствующее письмо от Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) было направлено, как сообщил «Интерфакс», в адрес вице-премьера Аркадия Дворковича, а он поручил трем ведомствам, Минтрансу, Минфину и Минэкономразвития, рассмотреть инициативу АЭВТ и подготовить ответ на это предложение.

В текущем году НДС на внутренние авиарейсы для отечественных авиакомпаний уже был понижен с 18% до 10%. Авиаперевозчики еще в феврале предлагали обнулить ставку налога. Тогда АЭВТ обратилась к кабмину с просьбой поддержать авиаотрасль такими антикризисными мерами, как замораживание ставок аэропортовых сборов, компенсация процентных ставок по кредитам и снижение НДС на внутренние авиаперевозки.

Власти посчитали такую меру слишком радикальной и предпочли остановиться на «золотой середине», уполовинив НДС.

В апрельском постановлении правительства отмечалось, что обнуление ставки «создаст прецедент» для перевозчиков другими видами транспорта, а также для компаний, осуществляющих туристическую деятельность. При этом приблизительно в то же время власти одобрили снижение НДС для пригородного железнодорожного сообщения до 0%.

Снижение НДС с 18% до 10%, которое было одобрено правительством, позволит российским авиаперевозчикам сэкономить до 20 млрд рублей.

«Трансаэро» оценивала эффект от снижения приблизительно в 2 млрд рублей. Тогда авиаперевозчик сообщал, что такой шаг поможет развитию внутрироссийских маршрутов и направлений полетов к южнороссийским курортам.

Обесценивание рубля и сокращение покупательной способности населения негативно сказались на российской авиаотрасли. Наиболее прибыльные международные маршруты, ставка НДС на которые находится на нулевой отметке, демонстрируют сокращение количества пассажиров. Всего по России, по данным Росавиации, за первые пять месяцев 2015 года число пассажиров на международных рейсах сократилось на 14,1%, до 13,84 млн человек. При этом наблюдается рост спроса на внутренние авиаперевозки, ставка НДС на которые составляет 10%: за первые пять месяцев 2015 года число пассажиров на них увеличилось на 12,1%, до 17,55 млн человек.

Получение поручения о рассмотрении обнуления НДС от вице-премьера Дворковича подтвердили «Газете.Ru» в Минтрансе и Минэкономразвития.

«Минтранс поддерживает данную инициативу, — сообщили в ведомстве. — Это позволит оставить в отрасли до 50 млрд. рублей в год.

В условиях непростой финансовой ситуации это будет существенной поддержкой для российских авиакомпаний. В МЭРе уточнили, что головным ведомством в данном вопросе является Минтранс. Весной наибольшее сопротивление снижению НДС оказывал Минфин. Ведомство опасалось сокращения бюджетных доходов. Дефицит бюджета по итогам 2015 года, по последним оценкам Минфина, ожидается на уровне 3−3,4% ВВП.

Крупнейшие российские авиаперевозчики выступают за дальнейшее понижение ставки НДС на внутренние авиарейсы. Об этом неоднократно заявляли руководители отечественных авиакомпаний. Так, еще в феврале гендиректор «Аэрофлота» Виталий Савельев отмечал, что «если рассматривается вопрос 10% или нулевая ставка — то нулевая ставка, так как 10% дают эффект очень небольшой».

Это может создать прецедент для участников других отраслей, объяснил «Газете.Ru» сотрудник Высшей школы экономики (ВШЭ) Андрей Крамаренко. По его мнению, согласование снижения НДС до нуля для внутренних авиарейсов в настоящее время проблематично, поскольку бюджет на текущий год уже был сверстан исходя из имеющихся данных по доходам. «Авиакомпании сами себя загнали в кризисное состояние. Последние годы они провели в борьбе за пассажиров, но не боролись за доходы с пассажиров», — отметил Крамаренко. Что касается нулевого НДС на международные авиарейсы, то «это общемировая практика, когда внутренние авиарейсы облагаются НДС, а международные нет, отходить от нее невозможно», пояснил эксперт.

Введение нулевой ставки на НДС для внутренних авиарейсах не повлечет и существенного понижения финальной стоимости авиабилетов. «Мера способна позволяет снизить издержки финальную стоимость билетов для покупателей на 2−3%, но это вряд ли привлечет новых пассажиров», уточняет Крамаренко.

Автор: Елена Платонова