Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
16 июля 2015, источник: Газета Коммерсантъ

Керосин на командирском контроле

На днях в России прекращается обязательная сертификация организаций, контролирующих качество авиатоплива. До сих пор проверку керосина проводили госорганы, но теперь основной груз ответственности за качество топлива может лечь на сотрудников авиакомпаний, в том числе на командиров воздушных судов. Это вызывает у перевозчиков, мягко говоря, недоумение и серьезное беспокойство о безопасности полетов. Минтранс и Росавиация только начинают обсуждать новую систему контроля, хотя закон принят еще год назад.

Источник: Фотоархив ИД «Коммерсантъ»

В воскресенье вступают в силу поправки к Воздушному кодексу РФ, предусматривающие серьезные изменения в системе обязательной сертификации топливообеспечения воздушных судов. Они предполагают, что сертификации аэропортов и аэропортовых видов деятельности больше не потребуется — авиакомпании, а также организации техобслуживания самолетов смогут работать при наличии документа, подтверждающего их соответствие федеральным авиационным правилам (ФАП). Порядок получения документа должен установить Минтранс — поправки предусматривают введение новых требований в ФАП.

Однако, утверждают источники «Ъ» в отрасли, они до сих пор не разработаны, и непонятно, кто будет контролировать заправку самолета, поскольку отсутствие сертификата уже не предполагает обязательного наличия лаборатории, отслеживающей качество топлива. «По сути, контроль ложится исключительно на перевозчика», — говорит один из собеседников «Ъ».

Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) вчера направила министру транспорта Максиму Соколову письмо (копия есть у «Ъ»), попросив разъяснить, как же авиакомпаниям работать дальше. Росавиация, говорится в письме, «сомневается в юридической силе» пока еще действующих ФАП, поскольку новый закон превалирует над ними.

Но ведомство само, говорят там, хотело бы получить соответствующие пояснения. В итоге вопрос о том, как будет работать рынок после 19 июля, остается открытым.

С 2000 года качество авиатоплива отслеживали структуры по контролю за деятельностью авиапредприятий. ТЗК должны были иметь два сертификата: на саму услугу заправки и на лабораторию. Трехгодичный сертификат выдают контролирующие органы — сейчас это Росавиация.

Нынешняя неопределенность с законодательным регулированием топливообеспечения авиакомпаний беспокоит участников рынка. В письме АЭВТ говорится, что эксперты авиакомпаний и представители ряда крупных ТЗК уже провели совещание о «бесперебойном авиатопливном обеспечении полетов в условиях вступления поправок в закон». Однако «для безопасной деятельности игроков авиарынка» АЭВТ просит главу Минтранса «в сжатые сроки объяснить юридически», как следует выполнять требования действующих правил до тех пор, пока в них не внесут изменения или не отменят.

В Минтрансе считают, что действующие правила, устанавливающие требования в том числе топливообеспечения, «не могут утратить свою силу автоматически». Однако обещают, что в ближайшее время министерство вынесет на общественное обсуждение новые, «более подробные» правила наземного обслуживания и «разрыва в госрегулировании не возникнет».

В «Аэрофлоте» вчера отказались от комментариев, в «Трансаэро» лишь подтвердили информацию о вносимых изменениях в законодательстве. Источники «Ъ» в других авиакомпаниях говорят, что вступление в силу нового закона не скажется на качестве авиатоплива: крупные авиакомпании работают напрямую с производителями топлива и смогут в дальнейшем требовать сертификаты соответствия топлива ГОСТу, все двигатели сертифицированы под определенный вид топлива. Но собеседник «Ъ» в авиаотрасли подчеркивает, что основное непонимание у игроков рынка вызывает «масштаб ответственности эксплуатанта» в связи с введением новых правил. По их сведениям командиров воздушных судов хотят обязать перед каждым полетом подписывать документ об отсутствии претензий к качеству топлива. «Разумеется, такое требование является не просто чрезмерным, но и неуместным», — отмечает один из собеседников «Ъ».

Эксперт по воздушному законодательству Федеральной палаты адвокатов России Лина Тальцева отмечает, что в этой ситуации приоритет над ФАП однозначно будет иметь федеральный закон. Она полагает, что отмена обязательной сертификации призвана снять излишние административные барьеры для служб, осуществляющих безопасность полетов. В любом случае сертификаты не указывают, кто будет нести ответственность в случае наступления инцидента, поскольку только подтверждают соответствие объекта определенным стандартам. Эксперт отмечает, что в случае какого-либо происшествия ответственность будут по-прежнему нести виновные лица, в каждом конкретном случае они устанавливаются отдельно.

Елизавета Кузнецова