Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
16 июля 2015, источник: "Российская газета"

В Крыму введут единую квитанцию для оплаты услуг ЖКХ

Едва завершилось лицензирование управляющих компаний, как министерство жилищно-коммунального хозяйства Крыма заявило об очередном нововведении.

В Симферополе реализуют пилотный проект создания единого расчетного центра, благодаря которому жители двух домов первыми в республике начнут оплачивать коммунальные услуги по единой квитанции. Чтобы суммы счетов не были запредельными, российский производитель приборов учета предлагает ресурсоснабжающим компаниям Крыма принять участие в пилотном проекте оснащения многоквартирного дома автоматизированной системой учета потребления энергоресурсов.

Одна вместо пяти.

Министерство жилищно-коммунального хозяйства РК проведет эксперимент в двух многоквартирных домах в Симферополе, на улице Балаклавской. Суть проекта в переходе от абонентских книжек оплаты пяти видов услуг — электроэнергии, отопления, природного газа, холодной и горячей воды — к единой квитанции для оплаты всех услуг ЖКХ.

— Когда мы убедимся в эффективности новой системы, распространим ее на весь Крым, — рассказал министр ЖКХ РК Александр Жданов. — Но пока сопротивляются поставщики — они хотят работать со своими платежками и почему-то боятся, что их обидят.

Казалось бы, новая упрощенная система повысит собираемость платежей ЖКХ. Но несколько лет назад, когда в Крыму уже пытались создать единый расчетный центр, поставщики коммунальных услуг отказались предоставлять ему свои абонентские базы. Мотивировка была простой — посредник между производителями и потребителями не нужен. Их не устраивало, что платежи должны были сначала поступать на счет единого центра, а затем уже распределяться между предприятиями, на что требуется дополнительное время. Чиновники же объясняли провал проекта тем, что поставщики услуг не хотят сделать прозрачной свою бухгалтерию. Не повторится ли подобная ситуация и в этот раз?

В России оплата услуг ЖКХ по единой квитанции — распространенная практика. Рано или поздно она станет повсеместной и в Крыму. Потребители от этого выиграют, потому что гораздо удобнее получить готовый документ, а не заполнять несколько абонентских книжек, самостоятельно рассчитывая размер ежемесячного платежа. Впрочем, есть у единой квитанции и минус: если потребитель не может оплатить всю сумму сразу, разбить ее на части не получится. А за просрочку платежа вводятся пени и штрафы.

Поделить воду.

Необходимость перехода на единую платежку вызвана еще и тем, что теперь поставщиком услуг конечным потребителям будут не ресурсоснабжающие предприятия, с которыми у каждого потребителя были прямые договоры, а управляющие компании. В конце апреля в республике завершился процесс их лицензирования, после чего они занялись заключением договоров на обслуживание с собственниками многоквартирных домов.

— А с 1 июля мы уже должны выставлять счета за поставленные кубометры воды не каждому абоненту, а управляющим компаниям, — рассказал заместитель генерального директора по сбыту ГУП РК «Вода Крыма» Юрий Панасенко. — Но пока ни одна из ста УК не хочет заключить с нами такой договор. Это легко объяснимо: ведь для этого они должны заключить договоры со всеми жильцами обслуживаемых домов о том, что те обязуются оплачивать общедомовые нужды. Приставляете, сколько будет конфликтов?

Еще бы, ведь в Крыму основная часть жилого фонда солидного возраста. Из дырявых труб порой утекает до 40 процентов воды. Раньше эти потери, считавшиеся техническими, никто не оплачивал. Теперь же все, что утекло в подвал или украли непорядочные соседи, отмотав показатели счетчиков, — общедомовые расходы, которые требуется распределить между всеми жильцами.

Строго по прибору.

Чтобы подсчитать потребленные ресурсы, каждый многоквартирный жилой дом в Крыму планируют оснастить домовыми приборами учета воды, тепла, газо- и электросчетчиками.

По идее это должны делать управляющие компании, но ресурсники иллюзий на их счет не питают.

— Домовые приборы учета воды мы планируем устанавливать за свой счет как заинтересованная сторона, которая понимает, что ни одна УК в данный момент это не сделает, — продолжает Юрий Панасенко. — Но в течение пяти лет они должны будут компенсировать наши расходы.

На установку подомовых приборов учета в почти 9000 многоэтажных домов «Воде Крыма» нужно примерно 850 миллионов рублей — из расчета 50−100 тысяч рублей за прибор с установкой, в зависимости от диаметра трубы. Таких средств у компании нет, не заложены они и в республиканском бюджете. Поэтому предприятие намерено просить о помощи федеральную казну.

— Будут ли выделены средства, сказать сложно, — продолжает Панасенко. — В первую очередь счетчиками хотим оснастить дома управляющих компаний, замеченных в мошенничестве.

Очевидно, что не меньшие расходы понесут и другие поставщики ресурсов. Поэтому установку домовых приборов учета они пока откладывают на завтра.

Сверить показания.

Наладить систему регулярного учета потребления ресурсов будет непросто. Поэтому ГУП РК «Вода Крыма» совместно с крупнейшим отечественным производителем приборов учета — заводом «БЕТАР» (Чистополь, Татарстан) планирует реализовать пилотный проект по внедрению автоматической системы комплексного учета потребления энергоресурсов АСКУПЭ «САКЛАУ» в одной из многоэтажек Симферополя.

— Работает система так: в единую сеть объединяются все приборы учета, установленные в доме. Это могут быть счетчики холодной и горячей воды, газа, электрической энергии, — рассказал заместитель генерального директора ООО «Торговый дом «Татарстан-Крым» Роман Однорал. — И квартирные, и общедомовые приборы учета подключаются к так называемым адресным контролерам расхода, которые снимают с них показания и передают их концентратору. Последний отправляет полученные данные на сервер, где они аккумулируются в базе данных. Таким образом, система содержит исчерпывающую информацию о том, в какой день сколько воды, газа и электричества было израсходовано в доме.

При этом оператор может проанализировать, сколько энергоресурсов потребили жильцы, а сколько ушло на общедомовые нужды. Это позволяет выявить случаи и места потерь ресурсов: либо кто-то мошенничает, либо в подвале течет труба, либо свет в подъезде горит в солнечный день. Для управляющих компаний это очень удобно и выгодно и в конечном итоге позволяет сделать дом более экономичным и энергоэффективным.

— До переезда в Крым я работал замглавы города Кемерово по ЖКХ и дорожному комплексу, и мы еще лет шесть назад перевели жилой фонд и объекты соцсферы на проводные автоматизированные системы учета, — рассказывает Роман Однорал. — Они позволяют видеть на графике в компьютере все места утечек. Стоимость такой системы в зависимости от объекта — от 15 до 60 тысяч рублей с установкой, но окупается она всего за год.

Впрочем, специалисты говорят, что проводная система автоматического учета тоже вчерашний день.

— Современные технологии позволяют передавать данные с приборов учета на концентратор по радиоканалу. Значит, не нужно прокладывать кабель к каждому из них. Это актуально для уже заселенных жилых домов, — продолжает Роман Однорал.

— В отличие от традиционных счетчиков, эти, конечно, несколько дороже, — рассказал Юрий Панасенко. — Но они очень удобны и для потребителей, и для нас, поскольку показания автоматически передаются поставщику воды. Наша компания уже применяет такие приборы учета на гидроузлах, но потребителем мы можем их только рекомендовать.

Завод «БЕТАР» предложил установить приборы учета в одном доме Симферополя за свой счет. А затем провести мониторинг, сравнив уровень потребления в этой многоэтажке и соседних. Но принять участие в таком эксперименте должны все поставщики энергоресурсов. Пока согласие дала только «Вода Крыма».

Пока ни одного комментария, будьте первым!
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
, вы можете комментировать еще  дней
, вы можете комментировать еще  дней
31 день подписки от 59 рублей
Оплатить подписку