Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
Подозреваемая в убийстве Ким Чон Нама «думала, что это розыгрыш»Гражданка Индонезии заявила, что ей якобы заплатили 400 малайзийских ринггитов (около 90 долларов США), чтобы она "подшутила над Ким Чон Намом"
19 июля 2015, источник: Газета.Ру

Без бомбил, но с конкуренцией

Рынок такси в России развивается рекордными темпами. Растет популярность онлайн-сервисов для заказа машин, себестоимость таких перевозок меньше, чем затраты на работу традиционных такси. Чем, по мнению экспертов, закончится противостояние «традиционного» такси с новыми мобильными сервисами и как будет выглядеть этот рынок в будущем, разбиралась «Газета.Ru».

Благодаря появлению американского приложения Uber, а также отечественных — GetTaxi и «Яндекс. Такси» жителям регионов России поездка на заказанной через мобильное приложение машине порой обходится дешевле, чем на общественном транспорте. Огромную популярность новые мобильные приложения обрели и в мегаполисах, где в период всеобщего подорожания рост цен на такси не только затормозился. В некоторых случаях стоимость услуги даже пошла вниз.

Не удивительно, что профессиональное сообщество таксистов недовольно новой реальностью и обвиняет мобильные сервисы в недобросовестной конкуренции. Традиционные такси отказываются снижать цены на свои услуги и требуют поддержки у властей.

«Ситуация с такси похожа на дело о журнале “Флирт”. Его создателей обвиняют в организации проституции, в то время как сами они утверждают, что оказывают информационные услуги. Так и нелегальные таксисты, которые занимаются перевозками людей, уходят от ответственности, прикрываясь тем, что всего лишь продают информацию», — рассказал «Газете.Ru» глава профсоюза «Таксист» Ярослав Щербинин.

Профсоюз таксистов подготовил поправки в законопроект о такси, который сейчас рассматривается в Госдуме. Поправки касаются ответственности диспетчерских служб перед пассажирами и перед водителями, а также права интернет-сервисов устанавливать стоимость проезда.

Кроме того, члены профсоюза «Таксист» неоднократно подавали в правоохранительные органы заявления с просьбой завести уголовное дело на американский Uber. Вплоть до сегодняшнего дня их просьба отклонялась.

Эксперты уверены: сообщество таксистов настроено решительно. «Если дело не начнется, это приведет к волне организованных протестов. Их темпы превысят накал недавних волнений во Франции. Когда человек озлоблен и понимает, что может лишиться работы, он выходит на улицы», — считает заместитель председателя межрегионального профсоюза работников общественного транспорта Андрей Попков.

Его опасения не разделяет другой эксперт:

«Протестовать у нас сейчас некому. В России лицензия выдается не на человека, а на автомобиль. На рынке водитель-профессионал не имеет никакой ценности: если он уйдет, на его место придет другой, — поделился с «Газетой.Ru» своим мнением координатор движения «Общество синих ведерок», российский блогер Петр Шкуматов, который ради эксперимента неделю провел в качестве таксиста. — За рубежом люди, чтобы работать в такси, проходят специальные курсы, платят за это деньги, потом подтверждают каждый год свой статус. Они держатся за свое дело, и это формирует профессиональное сообщество. Именно оно и выступает сегодня во Франции с протестами. А в России нет такого сообщества и нет даже предпосылок для того, чтобы оно появилось.

По прогнозу эксперта, сфера такси движется в сторону низкооплачиваемого неквалифицированного труда: «Ожидается массовая замена профессионалов на людей, которые готовы будут работать за небольшие деньги, в основном на трудовых мигрантов. Лет через пять мы уже не услышим в такси русской речи».

Шкуматов утверждает, что сфера такси разделится на две части: первая — для тех, кому важно качество перевозок, это такси будет дороже обычного. Вторая часть, эконом-класс, — машины, которые будут развозить пассажиров «за копейки». При этом, по его мнению, все интенсивнее будет происходить перемещение профессиональных таксистов в сферу персональных и корпоративных перевозок.

Руководство профсоюза «Таксист» делает другие прогнозы относительно будущего таксомоторных перевозок.

«Такси будут работать через приложения, но при этом любой пассажир сможет увидеть информацию о том, когда водитель проходил медицинский осмотр, а его автомобиль — технический. Цена поездки на всех такси будет формироваться в зависимости от одних и тех же факторов: цена на бензин, цена автомобиля, заработная плата водителя.

Если пассажир будет понимать, из каких параметров складывается плата за такси, непонимание исчезнет, — считает Ярослав Щербинин.

Конфликт между двумя нишами такси не остался незамеченным и для представителей государственной власти. Еще весной прошлого года депутаты-единороссы Вячеслав Лысаков и Евгений Москвичев внесли в Госдуму законопроект о регулировании работы легковых такси в России, а тем же летом он прошел первое чтение.

Согласно законопроекту, компании-агрегаторы и диспетчерские службы смогут работать на российском рынке только в том случае, если они будут платить налоги в бюджет и зарегистрируются на территории России.

Как считает один из авторов законопроекта, лидер партии «Автомобильная Россия» Вячеслав Лысаков, мобильные приложения имеют право на существование, если они обеспечивают пассажиров качественными перевозками. Депутат напомнил о том, что в приложениях по вызову такси существует система оперативного голосования, которая позволяет пассажиру оценить качество поездки, машины и даже водителя.

Вторая проблема, которую депутаты планируют решить с помощью законопроекта о такси — это уровень профессионализма водителей. Заказы должны получать не «бомбилы», а легальные водители, которые имеют разрешение на этот вид деятельности, уверен Вячеслав Лысаков.

«Бить надо по пехоте — по нелегальным водителям, а не по интернет-генералам — приложениям и крупным компаниям. Интернет запретить невозможно. Мы пойдем по пути создания мотивации для водителей, которым будет выгодно легализовать свою деятельность», — заявил «Газете.Ru» депутат.

Сделать это планируется с помощью изменения системы штрафов:

«Мы поменяем местами легальных и нелегальных перевозчиков. Сегодня бомбилы платят штраф размером 5 тыс. руб., такая сумма их не пугает. Легальные же водители платят по 30—50 тыс. руб. за незначительные нарушения.

По нашему законопроекту, максимальный штраф для легальных таксистов составит 5 тыс. руб. А незаконные перевозчики, напротив, на первый раз будут караться суммой в 30 тыс. руб., а на второй раз, помимо штрафа, им будет грозить лишение права управления машиной на срок до полугода, — рассказал Лысаков.

Парламентарий обращает внимание также и на то, что в условиях кризиса, когда люди теряют работу, тема реформации рынка такси особо актуальна: «Миллионы людей взяли кредиты на новые автомобили, а теперь обязаны выплачивать за них деньги. Сегодня экономическая ситуация изменилась, и теперь, чтобы прокормить семью и заплатить очередной взнос, автомобилист пойдет на любые ухищрения — например, будет использовать машину по назначению — бомбить».

По его мнению, необходимо дать возможность самозанятым гражданам появляться на рынке такси без лишних бюрократических процедур. «Мы хотим сократить количество техосмотров — с двух до одного в год. Надо на время снизить надзор и контроль, чтобы не загонять людей в теневой рынок», — пояснил Лысаков.

Запретить мобильные сервисы, уверен он, не получится:

«Даже если какой-то сайт будет закрыт, отслеживать все доменные имена, все порталы, всю информацию, размещенную в интернете, просто невозможно.

К тому же конкуренция — это полезно, и вопреки воззваниям нынешних легальных таксистов, она останется на рынке.

Законопроект о такси должен пройти второе и третье чтение до конца этого года.

Соня Савина

Пока ни одного комментария, будьте первым!
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
, вы можете комментировать еще  дней
, вы можете комментировать еще  дней
31 деньподписки за59рублей
Оплатите подписку, чтобы читать все комментарии и участвовать в обсуждении новостей