Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
23 июля 2015, источник: Фонтанка

В петербургских магазинах стали больше воровать и меньше покупать

Петербуржцы так и не оправились от «ценового шока» начала года, несмотря на замедление темпов инфляции в последние три месяца. Потребители ходят за продуктами реже, тратят меньше, зато воруют больше.

В начале года покупатели устремились за едой с дисконтом в дешевые форматы — магазины у дома и гипермаркеты, что позволило этим ретейлерам нарастить выручку на 30% и выше. Однако во втором квартале крупнейшие сети столкнулись с замедлением темпов роста. Люди не стали покупать больше, ходят в магазины реже, а воруют с прилавков чаще.

С января по июнь петербуржцы потратили на продукты 196 млрд рублей. В абсолютных ценах это на 20% больше, чем в прошлом году, однако с учетом инфляции розничный оборот сократился сократился на 5,1%, свидетельствуют данные Петростата.

Для сравнения, в первом квартале этот показатель с учетом инфляции упал только на 4,7%. Таким образом, несмотря на замедление роста цен во втором квартале (в марте, апреле и июне продукты дорожали менее, чем полпроцента), покупатели еще сильнее сократили свои траты.

Если в начале года в поисках низких цен потребители устремились из супермаркетов в магазины у дома и гипермаркеты, то в последние три месяца стали ходить реже и туда, свидетельствуют отчеты крупнейших сетей.

В первую очередь, это заметно по сокращению трафика (количества покупок) сопоставимых магазинов, то есть тех, которые работают более одного года.

Так, у гипермаркетов «Лента» темпы прироста этого показателя упали почти в четыре раза — с 7,8% в первом квартале до 2% во втором квартале. Сопоставимый средний чек апреле-июне вырос на 6,4% против 6,7% в январе-марте.

«Инфляция замедляется, но ее динамика пока опережает темпы роста реальных доходов населения. На этом фоне покупатели в первом полугодии старались тратить меньше, выбирали меньшие по размеру упаковки, ориентировались на более дешевые или акционные товары», — комментируют в компании. Впрочем, в Петербурге и Москве спрос просел не так сильно, как в других регионах.

Гипермаркеты «Магнита» пострадали сильнее. Их сопоставимый трафик сократился на 3% против увеличения на 0,5% в первом квартале, а средний чек замедлил темпы роста более чем в два раза — с 14,4% до 6,5%.

Среди магазинов у дома самый большой отток покупателей у «Дикси». Количество покупок в в апреле-июне сократилось на 5,2% по сравнению с прошлым годом, тогда как в первом квартале наблюдался небольшой рост — на 0,2%. Средний чек вырос в апреле-июне на 7,8% против 12,8 в январе-марте.

«Тренд чувствительности к цене и ценовой избирательности покупки сохраняется», — отмечают в компании. Клиенты по-прежнему предпочитают самый дешевый товар в категории — как правило, это собственные марки сети, подчеркивает представитель ретейлера.

В магазинах у дома «Магнита» количество покупок упало на 0,6% против роста на 0,2% в первом квартале. При этом средний чек увеличился на 10,4% против 13,9% в январе-марте. По словам главы «Магнита» Сергея Галицкого, это обусловлено замедлением инфляции, а также переключением покупателей на более дешевые продукты.

У «Пятерочки» трафик сопоставимых магазинов все же увеличился на 3,5%, но это почти вдвое меньше, чем в первом квартале (5,2%). Рост среднего чека также замедлился — с 15,7% в январе-марте до 14,6% в апреле-июне.

Июньские надежды

Впрочем, и в более дорогие форматы клиенты не спешат возвращаться. Так, у группы «О'Кей» (треть торговых точек приходится на супермаркеты) темпы падения трафика сопоставимых магазинов только усилились — с 1,9% в январе-марте до 5,2% в апреле-июле. В компании признают, что из-за выросших цен люди стали не только выбирать более дешевые товары, но и от ряда продуктов отказались в принципе.

«Ценовая инфляция была практически нивелирована сокращением числа наименований в покупательской корзине», — комментируют там. В результате, средний чек ретейлера во втором квартале вырос всего на 1% против 3% в первом.

В супермаркетах «Виктория» (входят в ГК «Дикси») трафик во втором квартале сократился на 2,9% против роста на 1,4% в первом квартале, средний чек вырос на 7,5% по сравнению с 7,6% в январе-марте.

Впрочем, в конце июня ретейлеры все-таки начали улавливать положительные тенденции.

«Отмечается восстановление числа клиентских визитов при сохранении количества наименований, приобретенных за одно посещение, на стабильном уровне», — говорят в «О'Кей».

Обнадеживают их и данные аналитиков. Так называемый индекс потребительского доверия (который рассчитывает компания Nielsen), достигший в первом квартале исторического минимума в 72 пункта, вырос до 78 пунктов во втором квартале. Это может означать, что покупатели оправились от ценового шока и постепенно будут возвращаться к прежней модели потребления, считают маркетологи.

В «Ленте» увидели «позитивные тенденции с точки зрения спроса» только в начале июля.

«Но говорить о какой-то устойчивой тенденции пока рано», — подчеркивают в компании.

Экономия хуже воровства

Согласно исследованию холдинга Ромир, за последние шесть месяцев в режим экономии перешли две трети россиян (66%). Причем, наибольшая доля экономящих (82%) была выявлена в северо-западном регионе.

Более 80% опрошенных сообщили, что стали покупать меньше деликатесов, а 33% и вовсе перестали ими себя баловать. На еду в целом тратить меньше стали 76% потребителей. Расходы на алкоголь и табак сократили 70% и 60% респондентов, но вовсе смогли отказаться от них только 20% и 18%.

«Сокращение спроса произошло во всех категориях, но коснулось в большей степени товаров дорого сегмента», — комментирует директор сети «Реалъ» Игоря Янковский. Как правило, это импортные продукты. Например, европейские вина, чья стоимость выросла в с начала года в среднем с 300 — 400 до 600 — 700 рублей, стали продаваться хуже на 30 — 40% в штуках. Меньше берут дорогих конфет, дорогого чая, кофе. А вот по фруктам, которые сильно подешевели из-за сезонного фактора, снижение потребления по сравнению с прошлым годом не так заметно.

Впрочем, некоторые не смогли отказать себе в гедонистических удовольствиях, даже если заплатить за них было нечем. По предварительной оценке Агентства по предотвращению потерь, за первые шесть месяцев 2015 года ретейлеры недосчитались из-за магазинных краж на 15−20% больше, чем за тот же период прошлого года.

«Многие сети экономят, сокращая расходы на безопасность, этим пользуются как предприимчивые покупатели, так и сотрудники торговых точек», — говорит глава агентства Игорь Чумарин.

Ранее «Фонтанка» посчитала, что петербургские сети потеряли от магазинных краж в 2014 году 13 млрд рублей.

К примеру, Х5 Retail Group сообщила сегодня о намерении отказаться от услуг частных охранных предприятий в торговых залах и заменить их цифровыми комплексами безопасности и «тревожными кнопками» вызова полиции. Впрочем, как пишут СМИ, в компании говорят, что это обусловлено не стремлением сэкономить, а заботой о клиентах, страдающих от грубого обращения сотрудников ЧОПов.

Пока ни одного комментария, будьте первым!
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
, вы можете комментировать еще  дней
, вы можете комментировать еще  дней
31 день подписки от 59 рублей
Оплатить подписку