Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
29 июля 2015, источник: Газета.Ру

Небо, опустевшее на четверть

Российский рынок авиаперевозок продолжает сокращаться. Преодолеть общую негативную тенденцию пока не удалось из-за существенного сокращения пассажиропотока на международных направлениях. Отрицательную динамику демонстрирует и показатель заполняемости рейсов. Почти каждое четвертое кресло на рейсах пустует, свидетельствует статистика Росавиации. Это произошло из-за переориентации авиаперевозчиков на внутренний рынок, уверены аналитики.

Источник: Reuters

Российские авиакомпании перевезли за январь-июнь текущего года в общей сложности около 41,206 млн пассажиров, что на 0,7% меньше, чем за аналогичный период 2014 года, следует из статистики Росавиации за I полугодие текущего года. Сокращение произошло за счет уменьшения числа пассажиров на международных рейсах на 14,2% в годовом исчислении, до 18,294 млн человек.

Падение на зарубежных направлениях было частично компенсировано ростом в 13,5% числа пассажиров на внутренних рейсах, до 22,912 млн человек.

В последние два месяца, в мае и июне, рост внутренних перевозок был столь существенным, что удавалось даже добиться роста общего объемов пассажирских перевозок, несмотря на сокращение пассажиропотока на международных рейсах. Так, в мае число перевезенных пассажиров выросло на 1,2%, в июне — на 0,6%. Но переломить негативную тенденцию в целом за полугодие и перевести показатель перевезенных пассажиров в положительную динамику из-за низких показателей начала года пока не удалось.

Смогли увеличить число перевезенных авиапассажиров такие авиакомпании, как «Аэрофлот» (+9,3%), «Трансаэро» (+0,4%), «Россия» (+7,8%), «Уральские авиалинии» (+1,5%), «Глобус» (+18,5%), «ВИМ-авиа» (+19,7%) и «Аврора» (+8,7%). Сокращение числа пассажиров в первом полугодии текущего года зафиксировали «Сибирь» (-0,3%), «ЮТэйр» (-39%), «Оренбургские авиалинии» (-4,2%) и «Северный ветер» (-44,8%).

В отличие от I полугодия 2014 года в текущем году международные авиаперевозки уступили внутрироссийским перелетам первое место по количеству пассажиров.

Если в прошлом году на зарубежных рейсах было перевезено 21,325 млн против 20,184 млн человек на внутрироссийских полетах, то в этом году соотношение кардинально изменилось: на рейсах внутри страны путешествовали 22,912 млн против 18,294 млн человек на международных маршрутах.

Но резкое увеличение внутренних перевозок имело для авиакомпаний и побочный эффект в виде сокращения процента занятости пассажирских кресел.

Показатель уменьшился с 77,9% до 77,2% по итогам января-июня 2015 года. При этом сокращение было обеспечено внутрироссийскими линиями — на них процент занятости оказался ниже среднего показателя, сократившись с 73,9% до 73%. Связано это во многом с тем, что в текущем году многие авиаперевозчики перенаправили провозные емкости с сокращающегося рынка международных перелетов на внутренний рынок, в первую очередь — на курортные направления, такие как Сочи, Анапа и Симферополь. «Из-за переориентации внутренний рынок оказался завален предложениями с избытком, что привело к снижению занятости кресел», — пояснил «Газете.Ru» главный редактор «Авиапорта» Олег Пантелеев.

Снижение показателя занятости пассажирских кресел продемонстрировали такие авиакомпании, как «Трансаэро» (-0,3 п.п.), «Россия» (-0,6 п.п.), «Сибирь» (-0,6 п.п.), «ЮТэйр» (-8,3 п.п.), «Оренбургские авиалинии» (-6,7 п.п.), «Глобус» (-3,3 п.п.) и «Аврора» (-6,4 п.п.). Добиться повышения заполняемости рейсов смогли «Аэрофлот» (+0,4 п.п.), «Уральские авиалинии» (+1,2 п.п.), «Донавиа» (+0,3 п.п.), Red Wings (+12,2 п.п.).

Тем не менее, на международных рейсах, наоборот, зафиксировано повышение заполняемости рейсов с 80,3 до 80,4% по итогам января-июня 2015 года. Этому способствовали несколько факторов. В первую очередь, увеличению процента занятости кресел способствовало сокращение международных рейсов со стороны зарубежных авиаперевозчиков, что привело к уменьшению предложения на рынке авиаперевозок.

Еще одним фактором стала существенная оптимизация чартерных программ по зарубежным маршрутам из российских регионов. Это также привело к повышению заполняемости оставшихся международных рейсов. К тому же, часть пассажиров из регионов оказалась вынуждена отправляться за рубеж транзитом через аэропорты Московского авиационного узла (МАУ). «Соответственно консолидация пассажиропотока в Москве несколько улучшила загрузку авиакомпаний, работающих в столице», — добавил Пантелеев.

По мнению аналитиков, внутренние перевозки и в следующем полугодии будут превалировать над международными направлениями.

«Нет никаких сомнений, что внутренние перевозки будут так же интенсивно расти в июле. В августе многое зависит от того, не будет ли каких-нибудь болезненных скачков курса рубля, которые заставили бы людей испугаться и остаться дома, но пока прогнозы на август тоже очень хорошие, — прогнозирует Пантелеев. — Но как только море начнет остывать, прогнозы с каждым месяцем будут все печальнее и печальнее. Для авиакомпаний наступит время повышенного риска — им придется перекредитоваться». При этом пиковый летний сезон продаж будет уже пройден.

Автор: Елена Платонова