Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
Агрессивный хардлайнер: как в США встретили нового посла РоссииС назначением Анатолия Антонова новым послом России в США в Вашингтоне начнется новая, более агрессивная глава российской дипломатии
5 августа 2015, источник: Газета Коммерсантъ

Турпоток столкнулся с курсом

Едва продемонстрировав первые признаки оживления, туристический рынок опять переходит в пике. Из-за стремительно дорожающих доллара и евро граждане отказываются от покупки туров, в результате чего общее количество проданных путевок по итогам летнего сезона может оказаться на 20−30% ниже прошлогодних. Причем в отличие от ситуации начала года могут пострадать и внутренние курорты, на которые делали ставки туроператоры.

Источник: Фотоархив ИД «Коммерсантъ»

Снижение продаж турпутевок наблюдается последние две недели, сообщила «Ъ» исполнительный директор Ассоциации туроператоров России (АТОР) Майя Ломидзе. По ее словам, сокращение спроса связано с ухудшением экономической ситуации в России: с 20 июля доллар по отношению к рублю подорожал на 11%, а евро — на 13%.

В АТОР пока не оценивают объемы текущего сокращения. Но, по словам госпожи Ломидзе, по итогам сезона общее количество проданных путевок окажется на 20−30% ниже прошлогодних показателей по всем направлениям, единственное исключение — Египет.

«Скачки курса пугают туристов, на этом фоне продажи практически остановились», — соглашается представитель Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина. По ее словам, с начала августа курс бронирования туров в глобальной системе Amadeus составляет 65,5 руб. за доллар, хотя в начале сезона держался на отметке 56 руб. С этими выводами соглашаются опрошенные «Ъ» турагенты: по их словам, спрос снизился одновременно на всех направлениях. Сейчас общее падение продаж составляет около 20−30% по сравнению с прошлогодним уровнем, отмечает президент Ассоциации туристических агентств Андрей Гаврилов. Он надеется, что в целом по итогам этого года сокращение может оказаться всего на уровне 10−15%.

Туроператоры в последние недели зафиксировали падение спроса и на отдых внутри страны. Майя Ломидзе не исключает серьезного падения на внутреннем рынке. «Весной мы действительно чувствовали ажиотажный спрос, теперь этого нет», — отмечает гендиректор туроператора «Алеан» Илья Уманский. Он не прогнозирует сильного падения продаж в этом сезоне.

«Но вряд ли ситуация серьезно затронет продажи именно на внутреннем рынке, здесь зафиксированы рублевые цены, которые не менялись с начала сезона», — соглашается Андрей Гаврилов. Однако проблема в том, что сейчас минимальная глубина бронирований на отдых на внутренних курортах, констатирует Майя Ломидзе.

По ее данным, сейчас туроператоры продают путевки с выездом в конце августа — середине сентября. «Глубина продаж действительно сильно сократилась: если в начале сезона люди бронировали путевки на несколько месяцев вперед, то теперь продажи идут на середину сентября», — отмечает господин Уманский.

Обвал российского рынка туризма начался еще в июне 2014 года, когда на фоне массового банкротства крупных туроператоров и девальвации рубля (за год доллар подорожал на 75%, а евро — на 43%) участники рынка зафиксировали сокращение на 50−70% спроса на организованные туры. По данным Ростуризма, в прошлом году число выехавших за границу российских туристов сократилось на 4%, по итогам первого квартала 2015 года — на 40%. На этом фоне глава ведомства Олег Сафонов неоднократно заявлял о росте на 30% рынка внутреннего туризма.

Но реальные цифры этого пока не подтверждают: по данным Ростуризма, численность россиян, размещенных в гостиницах внутри страны, по итогам 2014 года увеличилась только на 3,9%, до 33,8 млн человек. Туроператоры отмечали рост продаж путевок в Крым и Краснодарский край на 20−30% за счет переориентации части клиентов, прежде отдыхавших за рубежом.

Ранее рынок внутреннего туризма рос в среднем на 5% в год. Но ситуация быстро изменилась: к середине летнего сезона 2015 года реальным спросом на туристическом рынке пользовались только Крым и Сочи, на других курортах Краснодарского края, напротив, наблюдалось падение продаж на 20−50%.

Александра Мерцалова