Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
Подозреваемая в убийстве Ким Чон Нама «думала, что это розыгрыш»Гражданка Индонезии заявила, что ей якобы заплатили 400 малайзийских ринггитов (около 90 долларов США), чтобы она "подшутила над Ким Чон Намом"
6 августа 2015, источник: Известия

Правительство отказало прокурорам в банковских тайнах граждан

Правительство против принятия законопроекта, который предоставляет прокурорам право получать в банках сведения о счетах и операциях граждан и компаний без соответствующего решения суда.

Источник: AP 2017

Об этом говорится в официальном отзыве правительства на законопроект (есть у «Известий»). Правительство указало, что Генпрокурор РФ Юрий Чайка и сейчас может обращаться с запросами в банк по его клиентам без решения суда, а расширение полномочий рядовых прокуроров нарушит конституционные права россиян.

Законопроект, расширяющий полномочия прокуроров (изменяет закон «О банках и банковской деятельности»), был разработан и внесен в Госдуму осенью 2014 года депутатами Николаем Макаровым, Владимиром Поневежским (оба от «Единой России»), Юрием Синельщиковым (КПРФ) и Александром Тарнавским («Справедливая Россия»). Дата первого чтения документа еще не назначена. Согласно законопроекту, прокуроры смогут требовать у банков справки о счетах, операциях и вкладах граждан, компаний, а также индивидуальных предпринимателей. Синельщиков и Поневежский — бывшие прокуроры.

Как пояснял «Известиям» Синельщиков, основная цель поправок — помочь прокурорам в борьбе с коррупцией среди чиновников. Правда, документ открывает прокурорам доступ к счетам всех клиентов кредитных организаций, а не только госслужащих, но главным образом новое право могло бы помочь в реализации механизма выявления незаконного обогащения.

—  С 1 января 2013 года прокуроры имеют право предъявлять иски к чиновникам, у которых имеются существенные расхождения между доходами и расходами, которые не могут разумным образом объяснить, откуда у них появились активы, не соответствующие их зарплате, — говорит Синельщиков. — Такие изменения были внесены в законодательство о декларировании расходов должностных лиц. Прокуроры имеют право предъявлять иски к чиновникам, чтобы обращать незадекларированные доходы в бюджет государства. Между тем из-за отсутствия доступа к банковской тайне прокуроры не могут провести проверки. Поэтому с 1 января 2013 года прокуроры не подали ни одного подобного иска к чиновникам. Это просто безобразие. Такая ситуация складывается не потому, что прокуроры плохие, а потому, что они не в состоянии что-либо выявить. Получение сведений о счетах граждан и компаний — наиболее эффективный способ борьбы с коррупцией. Сейчас прокуроры вынуждены обращаться в Федеральную налоговую службу и другие органы за получением информации о счетах граждан и компаний, и об оперативности речи не идет.

Сейчас в статье 26 закона «О банках и банковской деятельности» говорится о банковской тайне и о случаях, на которые она не распространяется, а также приведены исключения. Так, в рамках борьбы с легализацией криминальных доходов, финансированием терроризма и коррупцией получать информацию по счетам, операциям и вкладам могут суды, судебные приставы, следственные органы, налоговые и таможенные органы, Счетная палата, внебюджетные фонды — всего три десятка позиций. Отсутствие в перечне прокуроров заявлялась авторами законопроекта как пробел в законодательстве.

В списке допускаемых к банковской тайне есть следственные органы: до января 2011 года в состав прокуратуры входил Следственный комитет, который имел право на получение информации о счетах, но затем СК стал самостоятельным ведомством. С этого момента прокурорам был закрыт доступ к банковской тайне. Поэтому узаконить такой доступ в апреле 2011 года просил генпрокурор Юрий Чайка.

В правительстве против принятия законопроекта в текущей редакции.

— Предоставление органам прокуратуры, не осуществляющим следственных действий, права на получение соответствующих данных у банков исключительно для целей прокурорского надзора представляется необоснованным, поскольку расширение перечня лиц, имеющих право на получение сведений, составляющих банковскую тайну, может привести к дискредитации института банковской тайны, а также создаст предпосылки для нарушения Конституции РФ, — говорится в официальном отзыве кабмина.

В документе также отмечено, что указом президента РФ (от 2 апреля 2013 г. № 309 «О мерах по реализации отдельных положений ФЗ «О противодействии коррупции») установлено полномочие Генерального прокурора по направлению запросов банкам в отношении граждан, претендующих на замещение государственных должностей и их родственников.

Официальные представители Генпрокуратуры отказались от комментариев.

Банкиры не хотели бы расширения перечня тех, кто может присылать в банки обязательные к исполнению требования. Вице-президент СМП Банка Ирина Данилина поддерживает доводы правительства.

— Прокуратура осуществляет общий надзор, следственные органы занимаются оперативной работой, — отмечает Данилина. — При выявлении признаков нарушений прокуратура сообщает в следственные органы, которые, в свою очередь, обладают правом получать информацию, защищенную институтом банковской тайны. Расширение полномочий надзорного органа за счет вторжения в сферу оперативной деятельности вряд ли будет успешным на практике.

Директор департамента международного бизнеса и финансовых институтов Бинбанка Юрий Амвросиев считает, что для борьбы с коррупцией среди чиновников прокурорам достаточно дать доступ к банковским счетам госслужащих (их родственников), а не всех россиян. По мнению Амвросиева, такой доступ значительно упростит и ускорит прокурорам проверку и сбор информации по клиентам, занимающим госдолжности.

— Проблема в том, что в отличие от других силовых и следственных органов, за самой прокуратурой никто не надзирает, — отмечает Амвросиев. — Пока что злоупотреблений со стороны прокуроров не избежать в случае, если они получат доступ ко всем счетам россиян в банках. Надеюсь, позиция правительства была основана на данном соображении, а не на страхе раскрытия коррупционных схем.

Адвокат компании «Юков и партнеры» Рустам Батыров согласен, что ради декларируемой цели законопроекта — усиление проверки сведений о доходах чиновников — стоит уточнить в законопроекте круг лиц, в отношении которых будут запрашиваться соответствующие сведения.

Впрочем, оппоненты на это говорят: как проверять чиновников, не проверяя их компании и их родственников? Проректор по науке Национального института финансовых рынков и управления Михаил Беляев уверен, что прокурорам нужно дать доступ к банковской тайне.

— Текущая практика, когда доступ к такой информации возможен только с санкции Генпрокуратуры или по суду, не позволяет эффективно реализовать меры по борьбе с коррупцией, — считает Беляев. — Любое затягивание и усложнение процедуры получения прокурорами необходимых сведений о чиновниках осложняет формирование доказательной базы, что нередко ведет к развалу дела и невозможности его доведения до суда. Не вижу серьезных рисков при допуске прокуроров к банковской тайне. Доступ к информации получает официальная государственная организация, стоящая на страже соблюдения законности, что уже предполагает целевое использование данных и наличие средств, предотвращающих их утечку. Это необходимо для выполнения прямых служебных обязанностей, раскрытия противоправных действий, в том числе, по использованию бюджетных средств или реализации схем по уклонению от налогов и уводу средств за рубеж. Тем более уже сейчас направлять запросы в банки о предоставлении определенных данных имеют право около 30 организаций. Расширение списка еще на одну не подорвет принцип соблюдения банковской тайны.

Пока ни одного комментария, будьте первым!
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
, вы можете комментировать еще  дней
, вы можете комментировать еще  дней
31 деньподписки за59рублей
Оплатите подписку, чтобы читать все комментарии и участвовать в обсуждении новостей