Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
6 августа 2015, источник: РИА Новости, (новости источника)

РЖД могут построить ВСМ с минимумом госсредств

«Скоростные магистрали» подготовили схему финансирования строительства первой в России высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва-Казань, которая предусматривает значительное снижение господдержки.

МОСКВА, 6 авг — РИА Новости/Прайм. «Скоростные магистрали» («дочка» РЖД) подготовили новую схему финансирования строительства первой в России высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва-Казань, которая предусматривает значительное снижение господдержки, рост частных инвестиций и вложений со стороны Китая, привлечение в проект средств НПФ, а также возможное участие РФПИ, следует из презентации компании, имеющейся в распоряжении РИА Новости.

Вопрос о необходимости выделении государственных средств на создание высокоскоростной магистрали стоимостью коло триллиона рублей был одним из обсуждаемых на разных уровнях. РЖД и ее дочерняя компания «Скоростные магистрали», курирующая ВСМ, вели активную работу над разработкой схемы финансирования строительства ВСМ.

Высокоскоростной считается специализированная электрифицированная двухпутная железнодорожная линия для эксплуатации поездов со скоростями от 200 до 400 километров в час. Сейчас в России нет таких дорог. Пилотный проект по строительству ВСМ стоимостью в 1,068 триллиона рублей планируется реализовать на участке Москва-Казань. Дорога протяженностью 770 километров сократит время в пути между конечными пунктами до 3,5 часа с нынешних 11,5 часа.

Зачем новая модель финансирования

Ранее схема финансирования ВСМ выглядела следующим образом: 50% стоимости строительства должны были составить средства государства (около 380 миллиардов рублей невозвратные средства и 150 миллиардов рублей средства ФНБ), 28% негосударственные инвестиции (31 миллиард рублей инвестпрограмма РЖД, 44 миллиарда рублей деньги частных инвесторов, 225 миллиардов рублей коммерческий кредит) и 22% квазигосударственное финансирование (89 миллиардов рублей облигации, выкупаемые за счет средств ПФР, 150 миллиардов рублей — инфраструктурные облигации).

Согласно пояснениям к презентации, первоначальная схема реализации проекта базировалась, исходя из мирового опыта по строительству ВСМ, на том, что значительную часть затрат на строительство составит госфинансирование.

«Сложности и ограничения, с которыми столкнулась экономика страны за последние 1,5 года, внесли коррективы в инвестиционную модель проекта… В результате работы по оптимизации “узких мест” схема финансирования была адаптирована к экономическим реалиям сегодняшнего дня», — говорится в материалах. Поясняется, что, в частности, появилась возможность заместить часть средств частным капиталом стратегического партнера РФ в лице КНР, значительно снизив потребность финансирования со стороны государства на этапе строительства.

КНР ранее заявила о готовности вложить в строительство ВСМ свыше 300 миллиардов рублей. Изначально речь шла о 52 миллиардах рублей в виде взноса в уставный капитал SPV (специальная проектная компания), которая должна была заниматься структурированием финансирования проекта, и 250 миллиардов рублей в виде 20-летних кредитов от китайских банков. Позднее источники РИА Новости сообщали о возможности увеличения инвестиций с китайской стороны.

Первый вице-президент РЖД и гендиректор «Скоростных магистралей» Александр Мишарин пояснял журналистам, что кредитные средства в 250 миллиардов рублей может выделить Банк развития Китая (China Development Bank, CDB), а 52 миллиарда рублей в уставный капитал SPV — китайский фонд «Шелковый путь».

Базовая схема финансирования строительства ВСМ, сообщил в четверг представитель «Скоростных магистралей», предполагает снижение необходимой господдержки до 16% (выделяемые на проектирование 20,9 миллиарда рублей и 150 миллиардов рублей средств ФНБ) с 50%, рост негосударственного финансирования до 52% (104 миллиарда рублей — деньги частных инвесторов, 74 миллиарда рублей инвестпрограмма РЖД, 150 миллиардов рублей инфраструктурные облигации, 230 миллиардов рублей коммерческий кредит) с 28% и рост квазигосударственного финансирования до 32% (250 миллиардов рублей кредит под госгарантии от КНР и 89 миллиардов рублей облигации, выкупаемые за счет средств НПФ) с 22%.

Кто может вложить деньги в ВСМ

Согласно презентации «Скоростных магистралей», для структурирования финансирования строительства ВСМ предлагается создать закрытый паевой инвестиционный фонд (ЗПИФ) «Развитие ВСМ» и разделить реализацию проекта на две фазы: Москва-Нижний Новгород общей стоимостью 576 миллиардов рублей и Нижний Новгород-Казань общей стоимостью 442 миллиарда рублей.

Предполагается, что на первой фазе РЖД должны внести в ЗПИФ 5 миллиардов рублей, китайский инвестфонд «Шелковый путь» — 52 миллиарда рублей, квазигосударственный инвестфонд, например РФПИ (указывается в презентации), 20 миллиардов рублей. Это в сумме составит 77 миллиардов рублей.

Помимо этих средств, оставшуюся часть необходимых для строительства первого участка Москва-Нижний Новгород могут составить: 250 миллиардов рублей — кредит China Development Bank, 150 миллиардов рублей — средства ФНБ, 50 миллиардов рублей — инфраструктурные облигации, 40 миллиардов рублей — средства НПФ, 9,3 миллиарда рублей — коммерческий кредит.

На второй фазе проекта РЖД, как предполагается, внесут в ЗПИФ 5 миллиардов рублей, еще 32 миллиарда рублей потребуется от квазигосударственного инвестфонда, которым в качестве примера также приводится РФПИ. Взнос в фонд на этом этапе, таким образом, составит 37 миллиардов рублей.

Остальные средства на проект предлагается привлечь через следующие инструменты: 150 миллиардов рублей — кредит China Development Bank, 104,9 миллиарда рублей — коммерческий кредит, 100 миллиардов рублей — инфраструктурные облигации, 50 миллиардов рублей — средства НПФ.

Таким образом, от Китая может быть выделено 400 миллиардов рублей кредитных средств. А с учетом 52 миллиардов рублей в ЗПИФ, китайское финансирование может закрыть 44% общей стоимости строительства всей ВСМ Москва-Казань.

Отмечается, что вышеуказанные цифры представлены как ключевые источники акционерного и кредитного финансирования по фазам. «Дополнительно необходимо финансирование компании перевозчика в размере 50 миллиардов рублей», — добавляется в материалах. На что необходимы эти средства, не указывается. Однако ранее сообщалось, что примерно на такую сумму планируется закупать поезда для курсирования по ВСМ.

Строительство ВСМ Москва-Казань станет одним из крупнейших инфраструктурных проектов России. В настоящее время ведется проектирование дороги. Этим занимается консорциум, в который входят «Мосгипротранс», «Нижегородметропроект» и China Railway Eryuan Engineering Group (Китайская инженерная железнодорожная корпорация «Эр Юань»).