Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
«Сюрприз для Рамзана»: как живут русские в ЧечнеКак живут русские, которые там остались, и что мотивирует людей из других регионов приезжать сюда жить.
10 августа 2015, источник: Газета.Ру, (новости источника)

Пенсия не для просвещенных

Большинство россиян имеют смутное представление о том, как лучше накопить на старость. Только у 69% есть «общее представление» о действующей пенсионной системе, подсчитал ВЦИОМ. Пенсионный фонд России при этом уже потратил на разъяснения не менее 2 млрд руб.

Только 8% опрошенных россиян оценивают свои знания о пенсионной системе как хорошие, выяснил недавно Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ). Большая часть населения (69%) оценивает собственные знания о действующей системе пенсионного обеспечения как поверхностные, на уровне общего представления.

При этом каждый четвертый россиянин в возрасте моложе 48 лет (23%) ответил, что ничего не знает о пенсионном обеспечении.

Фактический уровень осведомленности об основах работы системы обязательного пенсионного страхования составляет 16% респондентов. Они знают, что 6% от заработной платы сотрудника работодатель отчисляет на формирование обязательной накопительной части пенсии. Остальные участники опроса либо назвали неверную долю накопительных отчислений (26%), либо признались, что не владеют такой информацией (58%).

Об окончании периода, когда работающие граждане могут оформить обязательную накопительную часть, в той или иной степени информированы чуть более половины населения (56%). Из них лишь 13% респондентам известно, что «переходный период» заканчивается уже в этом году. При этом 44% россиян моложе 48 лет ничего не знают об отмене возможности выбора такой формы пенсионного сбережения как обязательная накопительная часть.

Во время загрузки произошла ошибка.

Низкая информированность россиян о возможных вариантах накопления на достойную старость имеет несколько объяснений. Самое простое — привычка к тому, что государство о них как-нибудь позаботится.

«Большинство граждан привыкло к патернализму еще с советских времен и рыночная экономика мало что поменяла в этом менталитете», — говорит собеседник «Газеты.Ru» в правительстве.

Такая проблема действительно существует, соглашаются с чиновником эксперты. «Информация о том, как устроена действующая пенсионная система, о ее плюсах и минусах доходит только до тех, кто хочет об этом знать. Таких меньшинство и только в возрасте “глубоко за 40” россияне начинают интересоваться проблемой пенсии», — утверждает Татьяна Малева, член президиума президентского совета по экономическим вопросам, одна из авторов пенсионной реформы.

Причем запоздалая реакция на проблему пенсионных накоплений — это отнюдь не только российская особенность, такая ситуация в большинстве стран мира, отмечает Малева.
Впрочем, не стоит снимать ответственность и с правительства, которое пока не может выработать внятную стратегию и бесконечно меняют правила игры. То вводит накопительную часть, то замораживает уже накопленные средства.

Осложняет ситуацию и отсутствие масштабной разъяснительной работы среди граждан со стороны правительства и ПФР.

«Когда пенсионная реформа только началась, реального общественного обсуждения ее не было, если не считать нескольких заседаний в Общественной палате и на профсоюзной площадке. Концепцию приняли без всенародного обсуждения, а потом оперативно начали менять законодательство и граждане до сих пор не представляют, что будет происходить с пенсиями», — говорит Валерий Виноградов, советник президента Национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов (НАПФ).

Прозрачность и понятность формирования пенсионных накоплений обещал Владимир Путин на одном из совещаний с членами правительства в июне 2013 года. «Формула должна быть справедливой, стабильной, прозрачной, самое главное — понятной и для работников, и для работодателей», — заявил тогда президент.

Запуск и разработка масштабной рекламной кампании по разъяснению механизма пенсионной системы были поручены ПФР. По данным портала госзакупок за последние пять лет фонд потратил более 2 млрд рублей на создание и размещение рекламных материалов. За первое полугодие 2015 года расходы на информационно-рекламные материалы составили 146 млн руб.

При этом, согласно данным портала, 90% всех затрат приходится на пять крупнейших поставщиков рекламы, специализирующихся на размещении рекламы на телевидении, радио, в интернете и на общественном транспорте.

При этом рекламные и информационные материалы на тему пенсионных накоплений, создававшиеся по заказу ПФР в 2010—2011 годах и в 2014—2015 годах, по сути, решают противоположные задачи. Сначала формирование пенсионных накоплений и передача их УК или Негосударственные фонды подавались гражданам как доступная возможность увеличить пенсию, пренебрегать которой неразумно. В последние же полтора года подход к информированию граждан о пенсионных накоплениях и возможностях управлять ими изменился на противоположный. Пенсионные накопления стали подаваться как опасное, рискованное, убыточное мероприятие, единственной разумной альтернативой которому служит отказ от их дальнейшего формирования в пользу страховой пенсии, которая благодаря государству растет при любых кризисах.

Изменения в рекламной политике ПФР в 2014—2015 совпали с очередной фазой «пенсионной реформы», в ходе которой произошел окончательный отказ от фиксации пенсионных обязательства государства в рублях. Теперь пенсионные обязательства фиксируются в условных баллах, наполнение которых будет зависеть от будущих возможностей бюджета.

На этом информационные материалы ПФР не всегда акцентируют внимание. И понятно, почему. Через 20−30 лет стоимость «пенсионного балла» может оказаться равной нулю. Каждые пять лет Россию накрывает очередным кризисом.

Как пояснили «Газете. Ru» в Пенсионном фонде России, фонд «регулярно меряет уровень знания людей о правилах формирования пенсии. Он постоянно растет».
«В целом формирование накопительной пенсии для человека более рисковое дело нежели формирование только страховой пенсии, которая гарантируется государством. Государством гарантируется также и ежегодное увеличение страховой пенсии. По накопительной таких гарантий нет. О чем мы и предупреждаем граждан в своих информационных материалах», — сообщает ПФР.

«Эту формулу так и рекламируют: это проще, чем вы думаете. Рассчитайте свою будущую пенсию. Используйте баллы. А вот баллы-то — это темный лес. Какие назначат государство, такими и будут. Но это не корректно», — парирует Валерий Виноградов.

Читайте также

В самом ПФР предлагают измерять уровень информированности граждан о будущих пенсиях не в процентах, а в пунктах. «По состоянию на июль 2015 года, уровень знания россиян о порядке формирования пенсии составляет 40,8 пунктов. Большая часть россиян уже обладают знаниями о новом порядке формирования пенсионных прав и расчета пенсии», — уточняет ПФР, также ссылаясь на опрос ВЦИОМа.

В ПФР отказались уточнить объем рекламного бюджета. «На рекламную кампанию по разъяснению преимуществ ПФР в 2011−15 годах средства не тратились, потому что такая кампания не проводилась», — сообщили в госфонде. По словам представителя фонда, ПФР в предшествующие 8 лет никогда не агитировал людей переводить пенсионные накопления в Негосударственные фонды, «но всегда предоставлял достоверную информацию о такой возможности и о рисках, связанных с таким решением».

ПФР обязан тратить приличные средства на разъяснение тех тектонических изменений, которые сейчас происходят в пенсионной сфере, отмечает Малева. Но если делать это так, как делается сейчас, то эффекта не будет.

«В этом случае не только 2 млрд рублей будет недостаточно, но и всего бюджета Пенсионного фонда», — говорит Малева.

Дарья Исполнова