Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
14 августа 2015, источник: Газета Коммерсантъ

Рига готовится к рельсовой войне

Латвийские официальные лица опасаются, что РФ на два месяца прекратит транзит угля и минудобрений через Рижский порт, мотивируя это ремонтом путей. В Латвии не исключают, что это реакция на арест близкого к ОАО РЖД главы Латвийской железной дороги Угиса Магониса. В российской монополии говорят, что грузы в Латвию идут нормально и масштабных ремонтов не предвидится, но железнодорожные операторы уже готовятся к проблемам. Тем более что отношения России с соседними странами богаты примерами длительных ремонтов инфраструктуры, совпадавших по срокам с коммерческими или политическими конфликтами.

Источник: Фотоархив ИД «Коммерсантъ»

Вчера министр сообщений Латвии Анрийс Матисс сообщил, что Россия, по неофициальным данным, собирается прекратить транзитную отправку угля и минудобрений через Рижский порт. Он подчеркнул, что информация непроверенная. Но вице-мэр Риги и предправления порта Андрис Америкс сообщил Латвийскому телевидению, что порт получил аналогичную информацию.

По его оценке, от перевалки угля Латвия получает около €10 с тонны, прекращение транзита выразится в убытке в €130−140 млн. А и. о. предправления Latvijas dzelzcels (Латвийской железной дороги) Айварс Стракшас заявил уже о том, что компания получила «официальную информацию со стороны России о том, что в связи с плохим состоянием железнодорожных путей по направлению в Латвию в течение двух месяцев будут вестись ремонтные работы». По его словам, о месте повреждения не сообщалось, а запрет на перевозку вступит в силу через десять дней.

РФ не подтвердила информацию о прекращении транзита, заявили BNS в аппарате премьера Латвии Лаймдоты Страуюмы. В ОАО РЖД говорят лишь, что «осуществляют перевозки грузов в сообщении с Латвией в плановом режиме — в соответствии c заявками грузоотправителей, согласованными латвийской стороной», ограничений нет. В монополии «Ъ» пояснили, что некие сезонные ремонтные работы ведутся, но они не влияют на грузопоток.

Основной объем российских грузов на Латвию в июле шел через ФГК (около трети), «Уралхимтранс», «УВЗ-Логистик», Первую грузовую компанию (ПГК), «Новотранс» и «Балттранссервис», говорит источник «Ъ», знакомый с ситуацией. Уголь через Ригу вывозят MIRTrade (трейдер «Сибирского делового союза» — СДС), Carbo One (трейдер «Кузбассразрезугля» — КРУ), СУЭК и «Сибирский антрацит», говорит другой собеседник «Ъ».

Глава агентства «Infoline-Аналитика» Михаил Бурмистров отмечает, что наибольший объем перевалки (45,7%) в Рижском порту приходится на СДС — 4,4 млн тонн за январь—июль, на втором месте КРУ (21,8%, 2,1 млн тонн), а также «Уралхим» (1,16 млн тонн). Но если у угольщиков есть пространство для маневра, то у «Уралхима», совсем недавно построившего в Риге терминал, положение незавидное, замечает эксперт. Угольные компании и «Уралхим» от комментариев отказались.

Но железнодорожных операторов ситуация тревожит. Источники «Ъ» в отрасли либо ожидают со дня на день закрытия грузооборота, либо уверяют, что уже начались проблемы. Так, говорит один из них, в ряде случаев прекратилась «заадресация» вагонов (принятие заявки на отправку вагона на определенную станцию), закрыт въезд на припортовую станцию, вагоны скапливаются на станциях в Латвии. Другой собеседник «Ъ» говорит, что запрета только ждут. В ФГК от комментариев отказались, в ПГК говорят, что пока никаких аномалий нет. Потеря этого направления невыгодна для российских компаний, отмечает Михаил Бурмистров.

Источники «Ъ», близкие к ситуации, полагают, что она связана с политикой. Об этом говорил вчера и Анрийс Матисс: чиновник предположил, что в данном случае это может быть связано с недавним арестом в Латвии экс-председателя правления Latvijas dzelzcels Угиса Магониса, активно работавшего с ОАО РЖД. Господина Магониса подозревают в получении взятки от эстонского поставщика, продавшего компании четыре локомотива.

Инфраструктурные компании с диспетчерскими полномочиями обладают массой технических возможностей нарушить товарные потоки. Официально в использовании инфраструктуры в качестве инструмента давления на соседей никто не признается, но, например, длительные ремонты часто происходят в то же время, что и коммерческие или политические конфликты. Так, после того, как Литва продала ранее принадлежавший ЮКОСу Мажейкяйский НПЗ польской PKN Orlen, а не российским претендентам, в июле 2006 года на участке Унеча—Полоцк нефтепровода «Дружба» произошла авария, прокачку остановили на несколько месяцев, а в 2007 году выяснилось, что возобновить ее можно только после полной замены труб.

Тогда Литва грозила вывести в ремонт железнодорожную ветку, соединяющую Россию с Калининградом. В 2010 году Москва и Минск не договорились о цене на электроэнергию, и Белоруссия на длительный срок «вывела в ремонт» основную транзитную ЛЭП 750 кВ, по которой шли поставки в Литву и Калининградскую область. А уже в 2014 году блэкаут в Крыму был вызван совпадением плановых ремонтов и аварий на украинских ЛЭП.

А в случае с ОАО РЖД, по словам собеседника «Ъ» в отрасли, остановить грузопотоки в Латвию можно как официально, так и неофициально — через «логический запрет» приемки грузов в логистической системе ЭТРАН. Его вводят, например, когда порт перегружен: система не реагирует на попытку подать вагоны под погрузку. По неофициальным данным, именно так в ноябре 2014 года были остановлены поставки российского угля на Украину.

Наталья Скорлыгина, Егор Попов, Ольга Мордюшенко

Пока ни одного комментария, будьте первым!
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
, вы можете комментировать еще  дней
, вы можете комментировать еще  дней
31 деньподписки за59рублей
Оплатите подписку, чтобы читать все комментарии и участвовать в обсуждении новостей