Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
Семейный киднеппинг: как «похищают» собственных детейВ российском законе нет понятия семейного похищения - поэтому если один из родителей прячет ребенка, не существует практически никаких способов этому противостоять
18 августа 2015, источник: Газета.Ру

Железные дороги подрезают авиакомпании

Кризис заставляет россиян отказываться от традиционных способов путешествовать, а борьба за пассажиров привела к столкновению между железнодорожными и авиакомпаниями. Путешествия на небольшие расстояния все больше отходят в сторону высокоскоростных железных дорог, а на длительных поездках более 1000 км выигрывают авиаторы.

Снижение реальных доходов заставляет россиян экономить на поездках. Потенциальные пассажиры ищут способы сэкономить, а авиаперевозчики и пассажирские железнодорожные компании — варианты, как привлечь пассажира. Для этого авиакомпании вступают в борьбу не только друг с другом, но и с перевозчиками другими типами транспорта.

Скоростное железнодорожное сообщение частично оттянуло клиентов у авиакомпаний и вынудило их снижать цены на билеты для сохранения пассажиропотока и процента занятости кресел. Средний чек Москва—Санкт-Петербург на авиабилеты в одну сторону в I полугодии 2015 году составил 3130 руб., что на 1% ниже, чем в 2014 году — и почти на четверть (23%) дешевле, чем в 2013 году, свидетельствуют данные отчета, подготовленного сервисом Aviasales специально для «Газеты.Ru».

На направлении Москва—Санкт-Петербург за I полугодие на поездах «Сапсан» было перевезено 1,883 млн человек, что на 26,4% больше чем за аналогичный период прошлого года. В текущем году была увеличена периодичность курсирования: в январе-июне 2015 года поездами «Сапсан» было совершено 3600 рейсов, это на 16% больше прошлогоднего показателя.

Минимальная стоимость билетов на поезд «Сапсан» с мая составляет 1290 рублей, но такой тариф найти на оставшиеся летние недели сложно. В среднем билеты на «Сапсан» в августе стоит от 2000 до 3000 тысяч рублей. Чтобы стимулировать потенциальных пассажиров выбирать авиарейсы, авиакомпании продолжают понижать тарифы: авиакомпания «Россия», входящая в группу компаний «Аэрофлот», понизила стоимость билетов между столицами до 2530 рублей. Еще ниже тарифы у авиакомпании «Трансаэро»: цены на билет по маршруту Москва-Санкт-Петербург в одну сторону начинаются от 1832 рублей. В ценовом диапазоне от 2000 до 3000 тысяч рублей предлагаются перелеты и другими российскими авиаперевозчиками — «Уральскими авиалиниями», «Сибирью» (S7).

Ситуация на направлении Москва — Нижний Новгород, где курсируют скоростные поезда «Стриж» и «Ласточка», несколько отличается: стоимость авиабилетов на этом маршруте, несмотря на наличие скоростного железнодорожного сообщения, за последний год выросла. Но если за I полугодие 2015 года цены на авиаперевозку из Москвы в Нижний Новгород подскочили на 54%, до 4905 рублей (по данным портала Biletix), то с увеличением частности движения поездов на этом направлении в летние месяца рост замедлился до 11%.

Международный опыт переключения транспортных потоков на ВСМ свидетельствует о том, что на расстояния около 600 км предпочтение отдается поездам.

Например, после введения в строй ВСМ Сеул-Пусан авиасообщение на этом маршруте перестало пользоваться популярностью и вовсе было отменено, спрос на поезда возрос с 40% до почти 66% (из них 61,2% — предпочитают пользоваться услугами ВСМ). Оттянули у авиаотрасли пассажиров и высокоскоростные поезда между Парижем и Лионом. Согласно данным исследования, после введения в эксплуатацию скоростной линии пассажиропоток авиасообщения сократился с 31 до 6%, а спрос на поезда увеличился с 40% до 73% (из них 70% — это пассажиры ВСМ). Похожую динамику показывают и железнодорожное сообщение между Гамбургом и Франкфуртом: после введения в эксплуатацию ВСМ оно выросло с 23% до 51% на фоне сокращения пассажиропотока авиасообщения с 20% до 4%. В несколько раз, с 40% до 8%, сократилось количество пассажиров и на рейсах между Мадридом и Севильей: после запуска ВСМ между этими городами пассажиропоток на железнодорожном сообщении вырос с 16 до 62% (из них 61% — на поездах ВСМ).

На дальних направлениях — где от одного пункта назначения до другого более 1000 км — тенденция обратная. За последний год железная дорога на таких направлениях потеряла часть пассажирского потока.

По данным туристического сервиса «Туту.ру», маршрут Москва — Самара, занимавший в 2014 году 12 место в рейтинге самых востребованных направлений, переместился в первом полугодии 2015 года на 15 позицию. Железнодорожные направления Москва-Пермь, Москва-Екатеринбург, Москва-Уфа, Москва-Оренбург, как и в I полугодии 2014 года, опустились как минимум на 10 позиций вниз.

В среднем железнодорожные билеты по России выросли в цене на 4,4%, а по некоторым направлениям — на 10%. Так, средний чек за проезд на поезде из Москвы в Екатеринбург вырос в цене за год на 9%, до 4075 руб. по итогам I полугодия. Билеты из Москвы в Пермь подорожали на 10,3% до 3419 руб., в Самару — на 5,4%, до 3257 руб., в Уфу — на 6,8%, до 3364 руб.

Многие пассажиры предпочли путешествовать на самолетах, а не поездами. Во многом, это решение было обусловлено стоимостью билетов: если на поезд билеты подорожали, то на самолеты — подешевели.

По данным Aviasales, средний чек Москва-Екатеринбург на авиабилеты в одну сторону в I полугодии 2015 году составил 4137 руб., что на 24% ниже, чем в 2014 году — и 27,5% дешевле, чем в 2013 году. Похожая тенденция наблюдается и на других направлениях: средний чек Москва-Пермь в I полугодии 2015 году составил 3636 рублей (на 32% дешевле, чем в 2014 году и на 40% меньше, чем в 2013 году). В Самару средняя стоимость билета из Москвы в первые шесть месяцев 2015 года составил 4173 рубля: на 7% дешевле, чем в 2014 году и на 27% меньше, чем в 2013 году. В Уфу авиабилеты так же подорожали: средняя стоимость на этом направлении составила 3936 рублей, что на 7% ниже, чем в 2014 году, и на 22% дешевле, чем в 2013 году.

При этом стоимость авиабилетов напрямую зависит от валютной ситуации: за лизинг самолетов авиакомпании платят в основном в валюте, а она подорожала за последние два года чуть менее чем в два раза. Для заполнения избыточных провозных емкостей и в борьбе за пассажиров авиаперевозчики готовы снижать цены на билеты, вплотную приближая их к стоимости железнодорожной перевозки. Когда экономия составляет лишь несколько десятков или сот рублей (например, по направлению Москва-Екатеринбург среднестатистическая разница между авиа и ж/д-билетами — 62 рубля), пассажиры предпочитают пользоваться более быстрым способом добраться из пункта А в пункт Б — а именно авиасообщением.

Автор: Елена Платонова

Пока ни одного комментария, будьте первым!
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
31 день подписки от 59 рублей
Оплатить подписку