Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
20 августа 2015, источник: "Российская газета"

Воронежцы уличили УК в махинациях с платой

Увидев квитанции за июль, жильцы некоторых домов в Воронеже отказались оплачивать услуги управляющих компаний — пока те не объяснят, на каком основании повысили тариф. Активисты готовят обращения в прокуратуру и жилинспекцию.

Источник: "Российская газета"

«РГ» выяснила, как люди добиваются внимания от фирм, забывших, кто в доме хозяин.

Снизу видно все.

С 1 июля в стране планово подорожали коммунальные услуги, и УК под шумок повысили плату по первой строке квитанции — куда входит содержание и текущий ремонт жилья, лифты и вывоз ТБО.

— Прибавилось примерно по два рубля с квадратного метра. Понятно, что старый размер взноса был недостаточным. Но ведь УК зачастую ничего и не делали! А пройдя лицензирование, они, кажется, вообще перестали работать — не убирают подъезды, дворы… Естественно, люди не видят смысла отдавать больше денег, — пояснила руководитель городского Центра общественного контроля в сфере ЖКХ Ольга Фролова. — А главное — тариф по первой строке нельзя индексировать без согласия владельцев квартир. Если подорожало обслуживание лифта и вывоз мусора, плату за содержание жилья следовало уменьшить, чтобы сумма осталась прежней.

УК ссылаются на то, что договор управления предусматривает индексацию в одностороннем порядке. Но, по словам Ольги Фроловой, этот пункт ничтожен — он противоречит Жилищному кодексу. Схожую позицию изложил год назад воронежский облсуд. Повышение тарифа по первой строке в многоквартирных домах производится по решению общего собрания собственников. «Автоматическая» индексация, упомянутая в приказе минстроя № 411, — лишь рекомендация. Прислушаться к ней или нет — дело жильцов.

В Воронеже договоры с УК подчас заключались вслепую или не заключались вовсе. Но немало случаев, когда граждане вчитались в предложенный им документ, проголосовали за изменения, отнесли протоколы разногласий в УК — и получили от ворот поворот.

— Жильцы моего дома еще в 2012-м составили список поправок к договору управления. УК заявила, что не примет его, если не согласимся на ежегодную индексацию. Поскольку другие исправления были важнее, мы пошли на компромисс. Плату по первой строке нам с тех пор не повышали — но вот с 1 июля резко «отыгрались», — рассказала председатель общественного Совета по вопросам ЖКХ при главе Воронежа Лариса Тулинова. — Причем именно в этом году многие советы домов известили УК о том, что они против индексации. Как об стенку горох! В многоэтажке по адресу 9-го Января, 87 тариф по первой строке вообще у всех разный: в одной квартире 15 рублей, в другой 17, в третьей 19. Люди отнесли квитанции директору УК, он обещал разобраться.

Собственники квартир в доме № 19 по бульвару Победы отказались от индексации пару лет назад. Через год активистов вызвали в УК — предложили все-таки одобрить на общем собрании повышение платы.

— Мы попросили показать, какие работы для нас проводятся, насколько не хватает денег, — сообщила председатель совета дома Надежда Гусева. — И что же? УК подняла тарифы на лифт и вывоз ТБО, а содержание и текущий ремонт оставила на прежнем уровне — 10,98 рубля с «квадрата». Сейчас повысили и эту плату, до 12,37 рубля. Хотя я заранее позвонила в УК и напомнила, что автоматическая индексация исключена. Зачем увеличивать тариф, если наши сборы за прошлый год не израсходованы!

«Все беды от демократии».

Добросовестная УК без труда обоснует повышение платы. Ведь к договору управления домом прилагается перечень работ и услуг по содержанию жилья.

— Достаточно расписать, сколько стоит каждая услуга в пересчете на квадратный метр, — отметила Ольга Фролова. — Образно говоря, мытье лестниц обходилось в 37 копеек, теперь нужно 47. Тогда жители могли бы на совете дома решить, согласны ли они на больший тариф. Они же видят, какие услуги им оказывают реально. Но, к сожалению, многие крупные УК воспринимают собранные деньги как собственный доход. Вместо того, чтобы тратить их на конкретные дела, заключают с подрядчиками абонентский договор и выплачивают им вознаграждение независимо от того, выполнялись ли работы по договору. В моем доме по Плехановской, 1 пять лет не убираются подъезды. А в отчетах деньги списаны.

Дотошные жильцы посылают в УК запрос, желая понять, на что ушла абонентская плата. Внятного ответа им не дают. Иные получают на руки годовой отчет о деятельности компании — и запутываются еще сильнее.

— Бумажная версия не совпадает с электронной, выставленной на сайте компании в соответствии с законом. Более того, на сайтах после 1 апреля могут оказаться одни цифры за прошлый год, после 1 мая — другие: например, дом, где были небольшие накопления, внезапно уходит в «минус», — подчеркнула Лариса Тулинова. — За многоэтажкой по 9-го Января, 87 перед Новым годом числилось два миллиона рублей, в отчете за год баланс нулевой. Уже не говорю о том, что весной УК должны были отчитаться на общих собраниях. По крайней мере, крупные компании этого делать не стали.
Между тем грамотных жильцов все больше. Если раньше проблемой считалась пассивность людей, то теперь компаниям «мешает» их активность.

— Руководитель нашей УК сказал так: «Извините, эту демократию пора прекращать. Из-за нее в городе и двойные платежки, и ситуации, когда полдома уходит в одну компанию, полдома — в другую». То есть когда советские ЖЭКи работали, как хотели, дома у нас содержались идеально. А теперь собрания жильцов «виноваты», — добавила Надежда Гусева. — Ну, ничего, мы надеемся скоро зарегистрировать ТСЖ. Управляющая компания на этом спекулирует: мол, что ж мы будем какие-то работы выполнять, если вы отделитесь и начнете с чистого листа. Почему с чистого? Мы заберем накопления своего дома, «сэкономленные» УК. Не отдадут добровольно — получат иск.

Пишите жалобу.

Центр общественного контроля над ЖКХ собирает у воронежцев платежки с незаконно повышенной платой по первой строке — за июнь и июль (для сравнения), из разных домов и от разных компаний. Затем материалы скопом направят в прокуратуру. Людям также раздают типовое обращение в жилинспекцию с просьбой проверить деятельность УК, которые произвели одностороннюю индексацию тарифа.

Тариф по первой строке нельзя индексировать без согласия владельцев квартир.

— Проблема с первой строкой квитанции существует не первый год. В 2012-м прокуратура отреагировала четко, и для тех домов, которые туда обращались, тариф был снижен, — объяснила Ольга Фролова.

Однако в последнее время прокуроры пересылают обращения граждан в жилинспекцию. У той загрузка дикая, срок рассмотрения растягивается до трех месяцев. И ответ то ли придет, то ли нет: «Мы вам бумагу послали, а доставка — не наше дело». Поэтому, если вы пишете жалобу в УК или жилинспекцию (ГЖИ), пожалуйста, указывайте, что письменный ответ хотите получить лично в руки. Пусть вам обозначат примерный срок, вы приедете и заберете документ.

Лариса Тулинова посоветовала не забрасывать ГЖИ мелочными жалобами (например, лампочка в подъезде не горит), если вы еще не адресовали их управляющей компании:

— Из-за вала бумажной работы инспекторы не могут выехать на место и присылают акты УК о том, что нарушение исправлено, хотя на деле это не так. В Воронеже за ряд домов идет борьба, и в ГЖИ чуть ли не каждый день предъявляют новые «липовые» протоколы голосования. Лучше проконсультируйтесь у нас, мы поможем составить жалобу. Если получили двойные платежки — узнайте, какая из УК имеет договоры с ресурсоснабжающими организациями. Можно и в сами эти организации позвонить, и в управу района.

Прямая речь

Ольга Фролова, руководитель воронежского городского Центра общественного контроля в ЖКХ:

— Обычно люди не интересуются, кто их обслуживает, есть ли совет дома, — пока жареный петух не клюнет. Звонит женщина — коммунальные платежи выросли на тысячу рублей, а у нее пенсия минимальная. Говорю — субсидию получаете? «Да я не обращалась». Часто старики не прибегают к господдержке, потому что в их квартирах прописаны дети — совокупный доход семьи выше, чем надо. Дети живут в другом месте, в оплате «коммуналки» не участвуют. Это вопрос самосознания. В частном секторе люди привыкли справляться сами, а владельцам квартир кажется, что им кто-то обязан помогать с ремонтом или оплатой.

Активный совет дома может решить многие вопросы, в том числе по снижению платы за общедомовые нужды. Знаю дом, где люди ввели целевой сбор на текущий ремонт. УК просчитала смету, размер сбора и даже согласилась выполнить работы авансом.

Но работа в совете дома очень неблагодарная — между молотом и наковальней. С одной стороны жители, которые все больше требуют от председателя совета, с другой — УК, которая ничего не хочет делать. Плюс затраты на телефон, ксерокопии, транспорт и лекарства. Скоро в ЖК будет прописано, что по решению общего собрания можно оплачивать труд председателя совета дома (в Воронеже такая практика есть). Но механизм не проработан, сразу встает вопрос о налогах — 13 процентов снимать или все 40. Да и многие активисты отказываются от гонорара: стоит соседу заплатить тебе пять копеек, как он захочет работы на 500 рублей.

Как «качать права»

Полезные ссылки для владельцев квартир.

Бесплатный «Справочник собственника жилья в многоквартирном доме» можно скачать по ссылке.

Адреса центров общественного контроля в ЖКХ — на сайте gkhkontrol.ru.

В Воронеже городской центр расположен на ул. Сакко и Ванцетти, д. 104 (телефон: (473) 255−14−30), областной — на проспекте Революции, д. 33 (телефон: 239−93−39).

Пока ни одного комментария, будьте первым!
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
, вы можете комментировать еще  дней
, вы можете комментировать еще  дней
31 деньподписки за59рублей
Оплатите подписку, чтобы читать все комментарии и участвовать в обсуждении новостей