Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
20 августа 2015, источник: "Российская газета"

Требования Крыма к троллейбусам и трамваям озадачили производителей

Еще в январе глава правительства РФ Дмитрий Медведев утвердил программу полного обновления парка общественного транспорта КФО в 2015 году. Но тендеры не объявлены до сих пор: как оказалось, минтрансу РК приходится выступать в качестве рефери в споре между российскими заводами и крымскими перевозчиками.

Финансы из первых рук

Закупка новой техники будет вестись за счет средств Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК), которая привлекла дополнительно 1,5 миллиарда рублей, увеличив объем госфинансирования до 6,4 миллиарда. При этом крымские заказчики оценивают потребности региона в 8−9 миллиардов. Среди них «Крымавтотранс», «Крымавтобус», «Севэлектроавтотранс», «Севавтотранс» и евпаторийское трамвайное управление им. Пятецкого. По мнению руководства ГТЛК, крымчанам придется уложиться в меньшую сумму, поскольку для увеличения финансирования предпосылок пока нет.

Транспорт перечисленные предприятия получат в лизинг под гарантии правительств Крыма и Севастополя, поскольку дотационный статус не позволяет им расплачиваться собственными средствами.

Предполагалось, что участвовать в программе ГТЛК смогут только российские производители, но сейчас обсуждается возможность допуска белорусских МАЗа и «Штадлера».

— Готовятся изменения в программу, указывающие, что поставщиками техники могут быть производители ЕАЭС, в том числе из Республики Беларусь, — рассказал заместитель гендиректора ГТЛК Владимир Добровольский. — Мы за здоровую конкуренцию. Но если к моменту проведения тендера изменения не утвердят, будут допущены только указанные в программе.

Между «можно» и «нельзя»

Оценивая технические задания, которые за этот год менялись многократно, российские производители троллейбусов убедились, что их продукция не соответствует большому количеству необходимых в Крыму параметров. По каждому из них перечисление возражений занимает несколько страниц.

— Проведена колоссальная работа с лизингополучателями, — говорит генеральный директор завода «ТролЗа» (город Энгельс Саратовской области) Иван Котвицкий. — Технические задания полностью отражают то, что хочет заказчик, и это правильно. Но, к сожалению, производители РФ не имеют машин, полностью соответствующих требованиям. Например, по высоте салона ни один из них не подходит из-за 5 сантиметров. Это принципиально? Думаю, нет.

Поэтому заводчане предлагают смягчить требования технических заданий, убрав то, что не имеет принципиального значения. А заказчики, похоже, уже устали каждый раз переделывать их в угоду тому или иному предприятию.

— Каждый производитель считает своим долгом отстаивать собственные интересы вместо того, чтобы совершенствоваться. — сказал директор «Крымтроллейбуса» Сергей Ернев. — Есть принципиальные требования — комплектация, качество сборки кузова и обшивки, количество посадочных мест, бесперебойная работа пневматики. К каждому производителю претензий по ним накапливается вагон и маленькая тележка.

Есть у заказчиков нарекания и на сервис. Техникам «Крымтроллейбуса» и «Севэлектроавтотранса» приходится самостоятельно дорабатывать оборудование. Простой может длиться месяцами, и за это время перевозчик несет миллионные убытки. Севастопольцы хотят приобрести 40 гибридных троллейбусов, способных ездить без контактной сети до 60 километров. Троллейбус «ТролЗы» может продержаться на литий-ионных батареях 20 километров. Севастопольский заказчик предлагает установить в троллейбусах дизель-генераторы, но, по словам производителей, при требовании обеспечить 100 пассажирских мест это невозможно. К тому же в программе указаны нормы экологической чистоты транспорта, а будут ли троллейбусы с дизель-генераторами считаться таковыми, большой вопрос.

— Если раньше мы жили на полуострове, то теперь на острове, — говорит директор «Севэлектроавтотранса» Виктор Гончаров. — С начала года только из-за отключений электроэнергии у нас было более 700 часов простоя, поэтому хотим получить ту технику, которая обеспечит население качественными услугами. Так что производителям надо прогрессировать.

Заправки без хозяев

К поставке автобусов на газомоторном топливе претензий не возникло. Но в то же время не решен вопрос строительства на полуострове восьми газонаполнительных компрессорных станций. На это отдельно предусмотрено 1,2 миллиарда рублей.

— Ни одно из предприятий Крыма пока не выразило желания участвовать в этой программе, — сетует Владимир Добровольский. — Заявки должны быть конкретными, мы готовы их рассмотреть.

Самая парадоксальная ситуация сложилась с трамваями. В Крыму этот вид транспорта сохранился только в Евпатории. Один маршрут проходит через весь город, а на другом трамваи ходят по короткой прямой, доставляя курортников от вокзала к центру. На этом маршруте задействован так называемый челнок — вагон с двумя головами, не нуждающийся в развороте.

Власти Евпатории планировали полностью заменить трамвайный парк, закупив 27 единиц техники. Местные трамваи — настоящие раритеты, их средний возраст — 35 лет, а самые старые экземпляры выпущены еще в 1950-х годах.

Директор трамвайного управления им. Пятецкого Михаил Клещенок утверждает, что объехал всех производителей трамваев в России, после чего было составлено техническое задание. Но производители, ознакомившись с требованиями, были удивлены не меньше троллейбусников. Мало того, что для Евпатории придется разрабатывать новую модель, так еще в задание включены требования, воплотить которые на практике невозможно. Например, указано, что трамваи должны состоять из одного удлиненного вагона — 16 или 22 метра, но при существующих кривых железнодорожного полотна они просто не впишутся в евпаторийские повороты.

— Профессионалы ахнули от вашего техзадания, — сказал генеральный директор «ПК Транспортные системы» Феликс Винокур. — Я не понимаю, какой вагон хочет Евпатория. Все они сейчас выпускаются только «одноголовые», то есть с одной кабиной.

Есть и другие сложности, связанные с нестандартной шириной колеи и требованиями установки дверей на обоих бортах. Учитывая принципиальные разногласия с производителями, министр транспорта РК Андрей Безсалов решил, что нужно полностью переработать техзадания на трамваи и отложить их закупку. Это решение поддержали в ГТЛК, отметив, что проблемы с приобретением трамваев не должны тормозить реализацию программы лизинга по другим видам транспорта. Поэтому заказчикам автобусов и троллейбусов поручили в течение двух недель подготовить документы для начала конкурсной процедуры, а на переработку технического задания по трамваям дали месяц.

Кстати

Собирать троллейбусы можно и в Симферополе. В «Крымтроллейбусе» подсчитали, что сборка на месте позволяет экономить на одном троллейбусе от 1,5 до 4 миллионов рублей, то есть фактически каждый четвертый троллейбус местной сборки будет бесплатным. В Симферополе есть необходимая база — пневмооборудование выпускают завод «Пневматика» и компания «Камоцци», есть возможность собирать электроприводы. Предоставить квалифицированных сотрудников для работы на новом производстве готов «Крымтроллейбус». В ГТЛК не возражают против размещения сборочной линии в Симферополе, главное, чтобы выпускаемое оборудование было сертифицировано. В этом вопросе последнее слово остается за производителями — захотят ли они размещать свои мощности в Крыму.

Пока ни одного комментария, будьте первым!
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
, вы можете комментировать еще  дней
, вы можете комментировать еще  дней
31 день подписки от 59 рублей
Оплатить подписку