Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
25 августа 2015, источник: Ведомости

Промышленная политика: Импортозамещение без спекуляций

В начале 1990-х я проходил учебную программу по линии банка, в котором тогда работал, и в процессе решения одного из бизнес-кейсов допустил ошибку, которую часто вспоминаю. Она типична. Я предложил в пользу новой, как мне тогда казалось, более продвинутой модели улучшить бизнес, который и так приносил хороший доход. Довольно классическая ошибка, которая на языке консультантов называется «убить корову, которая еще способна давать молоко».

Эта аналогия приходит на ум, когда наблюдаешь, как в публичной риторике многоплановая тема промышленной политики начинает сводиться к теме импортозамещения в крайних, фастфудовских формах. По факту предлагается разрушить сложившуюся модель работы — как в текущей операционной деятельности, так и в реализации инвестпроектов. Наша промышленность, безусловно, способна «давать молоко» и давать его еще больше, но для более устойчивого и быстрого роста ей нужно импортное «сено» в виде зарубежных технологий, оборудования и финансирования.

Что же может произойти сейчас и какими последствиями это грозит в будущем?

Прежде всего, как один из крупнейших промышленных инвесторов России (около 400 млрд руб. в 2009—2014 гг.), мы поддерживаем курс правительства на импортозамещение и сами уже давно ведем такую работу, например, с потенциальными поставщиками машиностроительного оборудования для наших проектов. Сегодня крупный бизнес, включая «Сибур», берет на себя лидерство по отдельным направлениям импортозамещения. В частности, мы активно работаем по направлению катализаторов для нефтепереработки и нефтехимии, которые могут более активно замещать иностранные аналоги.

Но объективно не вся промышленная продукция, в первую очередь оборудование, подлежит немедленному импортозамещению без ущерба для промышленного роста. Импортозамещение — тема, к которой нужно подходить с очень неожиданных сторон. Переход на российские аналоги в области сложных, высокотехнологичных видов промышленного оборудования и сервисов — процесс, требующий от двух до пяти лет минимум, просто в силу временного цикла технологического внедрения. Форсированное введение требований о локализации оборудования не только не решит проблему, но и поставит под угрозу инвестпроекты в отрасли — в том числе те, конечная продукция которых как раз и направлена на импортозамещение. Пример этому — синтетические материалы, такие как полиэтилен и полипропилен, которые, в свою очередь, необходимы для роста объемов и новых решений в ведущих секторах экономики: ЖКХ, автопроме и др. Нужно помнить и о том, что оборудование для той же нефтегазовой и химической отраслей должно производиться с высокой степенью надежности. Оно эксплуатируется на опасных производственных объектах, и от его бесперебойной работы зависит здоровье и жизнь сотен людей. Здесь ничего нельзя просто принимать на веру или работать «на обещаниях».

Другой аспект, связанный с импортозамещением, о котором следует помнить всегда, — это стоимость. На обывательском уровне нам кажется, что произвести в России дешевле, чем за ее пределами. На самом деле во многих случаях мы сталкиваемся с ситуацией, когда это просто невозможно, поскольку у того, кто давно и массово производит нужную нам продукцию, это уже отработанный процесс с низкой себестоимостью. У того же, кто производит одну единицу оборудования в год и специально под заказ, себестоимость оказывается в разы больше. То есть технически он продукцию произвести может, но экономически это получается дороже для инвестора. Наша совместная с государством задача — эти пропорции изменить.

Государство в последние пять лет заметно активизировалось в части промышленной политики. На мой взгляд, об этом незаслуженно мало говорят, в частности, в прессе, но в сотрудничестве с бизнесом сдвинулось решение базовых проблем в части упрощения техрегулирования, формирования институтов развития, стратегического планирования. Мы это наглядно видим на примере нефтехимии. Было простимулировано расширение ресурсной базы нефтехимии через политику снижения объемов сжигания попутного нефтяного газа. Разработан план развития нефтехимии до 2030 г. Сформирован кластерный подход к развитию по современным международным стандартам промышленного планирования. Подготовлен переход к активному инвестированию в отрасль новых финансовых институтов, например РФПИ. Началась достаточно системная работа по внедрению современных стандартов потребления, что постепенно создает целые новые сегменты спроса для нефтехимии, например утепление полимерными материалами.

Эту работу необходимо продолжить. Импортозамещение как общий курс и по-настоящему хороший рекламный слоган не отменяет необходимости дальнейшего решения накопившихся проблем в части стимулирования промышленного развития: строительства логистической и другой инфраструктуры, получения длинных денег, дальнейшего упрощения техрегулирования, формирования внутреннего спроса на современную энергоэффективную продукцию не в виде пожеланий, а в виде требований и стандартов, перехода от размазывания ресурсов «тонким слоем» к адресной и существенной поддержке тех проектов, за которыми стоят кадровые, инвестиционные, технологические ресурсы. Должна заработать господдержка экспортеров — нужно признать, что экспорт продукции де-факто и материально лучше любых деклараций свидетельствует о конкурентности российских товаров на глобальном рынке. Сегодняшняя ситуация актуализирует все эти моменты, они должны стать составными частями долгосрочной стратегии импортозамещения, закрепиться в законодательно-нормативной базе и институтах разного уровня.

На практике же конкретные инициативы государства не всегда поддерживают стратегию импортозамещения. Пример — возможное ограничение оборота ПЭТ-тары, отрасль по производству которой выросла в последние 10 лет в России с нуля до почти полного покрытия внутреннего рынка. А это ниша как минимум для трех сегментов нефтехимии — ПЭТ (бутылка), полипропилен (крышка), БОПП-пленки (этикетка).

Способна ли российская промышленность заместить импорт? Верю, что да. Для этого в перспективе есть все — материальные ресурсы, кадровый потенциал, общее стремление бизнеса и государства. Но импортозамещение может превратиться в действительно мощный долгосрочный фактор госполитики только с учетом отделения реального содержания от кратковременных спекуляций.

Дмитрий Конов, генеральный директор компании «Сибур»

Пока ни одного комментария, будьте первым!
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
, вы можете комментировать еще  дней
, вы можете комментировать еще  дней
31 деньподписки за59рублей
Оплатите подписку, чтобы читать все комментарии и участвовать в обсуждении новостей