Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
Врачи развенчивают мифы о беременности У беременных женщин есть масса поводов для беспокойства, и специализированные ресурсы обычно только усугубляют панику
4 сентября 2015, источник: РБК

Бизнес выступил против ужесточения правил для интернет-магазинов

Интернет-компании и товарные агрегаторы раскритиковали законопроект Роспотребнадзора, который предлагает приравнять ответственность интернет-посредников к той, что несут обычные магазины.

Источник: Reuters

В защиту агрегаторов

Письмо с критикой поправок к закону «О защите прав потребителей» Российская ассоциация электронных компаний (РАЭК; объединяет более 100 организаций) отправила в Минэкономразвития, Роспотребнадзор, Минпромторг, Минкомсвязи и правительство сегодня, 4 сентября.

В документе за подписью главы РАЭК Сергея Плуготаренко и руководителя Кластера «РАЭК/Электронная коммерция» (объединяет игроков рынка интернет-торговли) Ивана Кургузова говорится, что законопроект в текущей редакции не решает задачи, которые Роспотребнадзор обозначил в пояснительной записке — обеспечить защиту прав потребителей при покупке товаров в интернете. При этом он несет в себе ряд существенных рисков для бизнеса, как в сфере продажи товаров через интернет, так и в сфере информационных технологий (СМИ, информационные ресурсы и др.), сказано в письме (копия есть в распоряжении РБК).

Документ ставит в неравные условия работу интернет-магазинов и компаний, которые продают товары с помощью каталогов или через телемагазин, предупреждают авторы письма. «Не ясно, почему для организаций, осуществляющих продажу товаров в интернете устанавливаются иные, более жесткие требования», говорится в письме.

Поправки направлены на деятельность российских интернет-магазинов, в то время как основная проблема, связанная с защитой прав потребителей при продаже товаров связана с работой иностранных онлайн-площадок в России, утверждают в РАЭК. Как показывает практика работы интернет-компаний, доля претензий потребителей, связанная с неполучением полной информации о товаре «крайне незначительна», сказано в документе. А существующее законодательство уже содержит нормы, которые защищают пользователя от покупки некачественного товара в Сети — он может отказаться от заказа в любое время до его получения и в течение семи дней после доставки. Данная норма, по мнению РАЭК, «в полном объеме компенсирует возможные неблагоприятные для потребителя последствия», связанные с отсутствием информации о товаре или продавце.

Авторы письма обращают внимание на то, что под термин «товарный агрегатор» в текущей редакции законопроекта могут попасть СМИ, если на их сайте размещается информация о товарах или обзор товара, а также информационные сайты, на которых пользователи обмениваются мнениями или отзывами о продуктах (форумы).

РАЭК предупреждает, что если законопроект будет принят в текущей редакции, то некоторые товарные агрегаторы могут прекратить свою деятельность, в том числе по решению госорганов. Это приведет к достаточно быстрому замещению отечественных интернет-агрегаторов зарубежными интернет-агрегаторами, на которых не распространяются нормы законодательства о защите прав потребителей, сетуют авторы письма.

С позицией РАЭК согласен интернет-омбудсмен Дмитрий Мариничев. Если покупатель сделал заказ, например, на «Яндекс. Маркете», и ему не понравилось качество товара, он сможет пожаловаться в Роспотребнадзор, а ​ведомство в свою очередь сможет заблокировать «Яндекс. Маркет», описывает гипотетическую ситуацию Мариничев. Речь идет о том, что торговые агрегаторы несут ответственность по закону «О защите прав потребителей» при том, что они не продают товар, не получают за него денег, а лишь предоставляют интернет-сервис, подчеркнул интернет-омбудсмен.

Излишнее регулирование

Позиция РАЭК является консолидированной позицией всех ее членов, подтвердил РБК директор по корпоративным отношениям и правовым вопросам Wikimart Денис Косенков. По его словам интернет-агрегаторы и товарные площадки дают потребителю ту информацию, которую предоставляют им продавцы этого товара. «Мы просто размещаем информацию о предложении продавца у себя на сайте. Агрегаторы не держат в руках этот товар и никакого отношения к нему не имеют», — отметил Косенков. Избыточное регулирование приведет к тому, что такая бизнес-модель, как товарные агрегаторы, окажется в непростом положении: компании просто не смогут нормально работать. От этого пострадают и потребители, которые перестанут получать в одном месте большой выбор товаров по конкурентным ценам, считает он.

«Яндекс. Маркет» уже доводит до потребителя предоставленную рекламодателями информацию о продавце, цене, наличии, основных характеристиках товара, рассказала представитель «Яндекса» Элина Ставинская. Наличие достоверной и полной дополнительной информации зависит от того, будут ли ее предоставлять в необходимом объеме магазины и производители, считает она. Принятие поправки может повлечь за собой то, что на агрегаторов возложат ряд обязательств, исполнение которых зависит от продавцов и производителей товаров, добавила Ставинская. Она подтвердила, что компания участвовала в составлении документа.

В конце июня Роспотребнадзор опубликовал поправки к закону «О защите потребителей», которые, по мнению ведомства, должны защитить права покупателей при приобретении товаров через интернет-магазины. Роспотребнадзор предложил ввести ответственность для информационных посредников, каковыми являются интернет-агрегаторы информации о товарах, вроде Яндекс. Маркета, WIkimart, AliExpress и др., за предоставление потребителям неполной или ложной информации о продавцах, товарах и услугах. За нарушение закона Роспотребнадзор сможет наказывать онлайн-площадки временной блокировкой, следует из предложенных поправок в Кодекс об административных правонарушениях.

Согласно пояснительной записке к законопроекту, необходимость такого регулирования возникла в связи с тем, что привлечь к ответственности виновных за нарушение прав потребителей невозможно — необходимая для этого информация о продавцах на сайтах агрегаторов зачастую отсутствует. Ситуация осложняется «иностранным элементом», пишет Роспотребнадзор, и приводит статистику, согласно которой 30% покупок в сети интернет в 2014 году (на общую сумму около $6 млрд) пришлось на зарубежные онлайн-магазины. Общий объем рынка электронной коммерции в 2014 году составил 713 млрд руб., приводит Роспотребнадзор экспертные оценки. В подобной ситуации не остается ничего другого, как обязать информационных посредников, которые хоть и не являются продавцами в классическом смысле, но при этом получают денежные средства от покупателей, самостоятельно контролировать информацию, размещаемую о товарах и продавцах на сайтах, и в случае ее недостоверности, нести ответственность наравне с продавцами товара.

Роспотребнадзор планирует, что законопроект вступит в силу январе 2016 года, сейчас он находится на стадии публичного обсуждения текста проекта.

Пока ни одного комментария, будьте первым!
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
31 день подписки от 59 рублей
Оплатить подписку