Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
5 сентября 2015, источник: Газета Коммерсантъ

Бензину еще рано в пятый класс

Переход на топливо стандарта «Евро-5» может быть отложен.


Минэнерго предлагает правительству отложить на год — до 1 января 2017 года — полный переход на топливо экологического класса «Евро-5». Причиной этого являются опасения дефицита топлива на рынке в 4 млн тонн из-за неготовности НПЗ «Роснефти». Аналитики согласны с тем, что сейчас при переходе на «Евро-5» есть риск дефицита бензина и роста цен на него. Впрочем, и в Минэнерго, и в отрасли полагают, что если «Евро-4» все же будет сохранен, на него должен сохраниться и повышенный акциз.

Источник: Фотоархив ИД «Коммерсантъ»


Вслед за Минпромторгом отложить переход на стандарт автомобильного топлива «Евро-5» правительству предложило и Минэнерго. Вопрос о возможном переносе сроков (пока намечены на 1 января 2016 года) обсуждался в июне на совещании у вице-премьера Аркадия Дворковича, но тогда Минэнерго было радикальнее, предлагая сдвинуть запрет на два года. Вчера глава министерства Александр Новак сообщил, что теперь речь идет о том, чтобы «сохранить возможность потребления топлива четвертого класса как минимум на год с возможностью продления, если это будет необходимо, в конце следующего года». Также Минэнерго предлагает сохранить дифференциацию акцизов (на «Евро-5» действует сниженная ставка). Если этого не сделать, то из-за сдвига модернизации НПЗ на 2020 год может возникнуть дефицит бензина в 2−4 млн тонн, считают в Минэнерго. Угрозу дефицита ранее подтверждали и в ФАС.

По данным Минэнерго, сейчас в России потребляется в год около 28 млн тонн бензина «Евро-5» и около 8 млн тонн «Евро-4». К 1 января 2016 года розничные продажи бензина и дизтоплива ниже «Евро-5» должны быть запрещены, к этому времени нефтяники должны модернизировать свои НПЗ. Но ряд участников отрасли уже просили правительство отложить запрет. Ранее затягивался и переход на горючее класса не ниже «Евро-4»: вместо 2010 года он состоялся лишь в 2013 году по инициативе автопрома и нефтяников. На этот раз машиностроители также поддерживали идею сдвинуть сроки, но пока правительство обсуждало льготу лишь для производителей коммерческой техники и внедорожников (в первую очередь КамАЗа, УАЗа и группы ГАЗ).

Источник «Ъ» на рынке отмечает, что большинство нефтекомпаний планировали инвестпрограммы в соответствии с четырехсторонними соглашениями между ведомствами и нефтяниками, подписанными в 2011 году. «В модернизацию НПЗ вложены значительные средства, и предоставление отдельным нефтепереработчикам льгот для завершения перехода на “Евро-5” будет как минимум несправедливо по отношению к тем, кто завершил модернизацию», — говорит собеседник «Ъ». По его мнению, если решение о продлении «Евро-4» будет принято, необходим «существенный дифференциал» акцизов на топливо разных классов, тогда компании, не выполнившие соглашения по модернизации НПЗ, получат «ощутимый экономический стимул к переходу на “Евро-5”». «О необходимости дифференцированного акциза говорят и в “Газпром нефти”», добавляя, что готовы и к переходу на «Евро-5» с 2016 года (сейчас такое топливо составляет 96% в объеме производства компании). В ЛУКОЙЛе и «Башнефти» ситуацию комментировать не стали, но до этого компании говорили, что процесс перехода на «Евро-5» почти завершен. В «Роснефти» заявили, что готовы к 100-процентному переходу на бензины «Евро-5», и не предлагали продлить выпуск «Евро-4», но будут действовать «в полном соответствии с требованиями профильного министерства».

Но в презентации Минэнерго к июньскому совещанию у Аркадия Дворковича отмечается, что именно из-за НПЗ «Роснефти» прогнозное производство бензина «Евро-5» снижается на 3,3 млн тонн. Там говорится, что отказ от «Евро-4» в 2016 году исходил из планов по вводу 13 установок в 2015 году. Но в январе «Роснефть» предупредила Ростехнадзор об изменении планов модернизации и сдвиге сроков ввода семи установок, из-за чего и необходимо продление выпуска бензина «Евро-4» до 2017 года, говорилось в презентации.

Положение «Роснефти» действительно самое серьезное, говорит глава Small letters Виталий Крюков. По его словам, отягощенная долгом компания должна модернизировать не только свои самые старые в РФ НПЗ, но и заводы, доставшиеся при покупке ТНК-ВР в 2013 году. Запрещать сейчас «Евро-4» смысла нет, считает эксперт, так как «Роснефть» тогда начнет поставлять топливо этого класса на экспорт, а дефицит на рынке РФ могут усилить неравномерные поставки из Белоруссии. К тому же, говорит господин Крюков, в 2015 году рост розничных цен на бензин был ниже инфляции, что может оказать отложенный эффект в следующем году.

Ольга Мордюшенко

Пока ни одного комментария, будьте первым!
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
, вы можете комментировать еще  дней
, вы можете комментировать еще  дней
31 деньподписки за59рублей
Оплатите подписку, чтобы читать все комментарии и участвовать в обсуждении новостей