Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
7 сентября 2015, источник: Газета Коммерсантъ

Штраф рождает предложение

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) сегодня проверит законность тендера, проводимого подмосковными властями в рамках расширения сети дорожных камер. Комплексов станет в пять раз больше, требуемые на это 5 млрд руб. вложит инвестор, а взамен получит за каждый выписанный штраф 233 руб. К участию в тендере допущена только одна компания, конкуренты пожаловались в ФАС. Эксперты в принципе против такой схемы: бизнес будет заинтересован в большом количестве штрафов, велик риск, что камеры поставят так, чтобы провоцировать водителей на нарушения.

Источник: Фотоархив ИД «Коммерсантъ»

В июле 2015 года объявлен тендер на участие в развитие системы фотовидеофиксации нарушений ПДД в Московской области. Победитель, согласно условиям, вложит около 5 млрд руб., модернизировав 226 существующих комплексов и поставив еще 1055. Компания, с которой подмосковные власти заключат концессионное соглашение, будет обслуживать всю систему в течение 12 лет. Заявки на участие подали дочерняя структура АФК «Система» «Ситроникс-КАСУ», инвестиционное товарищество МСК-СИП (куда входит компания «Строй Инвест Проект», которая уже установила и обслуживает системы фиксации нарушений в ряде регионов) и компания «МВС Групп» (участвует в конкурсе вместе с дочерним краснодарским НПП МВС). Первые две компании на этапе отбора заявок тендерная комиссия отсеяла. МСК-СИП подала жалобу в ФАС, считая, что требования конкурса, заявленные комитетом по конкурентной политике правительства Подмосковья, создают «необоснованные преимущества» для «МВС Групп», тогда как остальным участникам «ограничивают возможности участия».

Конкурс могут отменить, если ФАС найдет нарушения — комиссия решит это сегодня. В подмосковном комитете по конкурентной политике на запрос «Ъ» не ответили. В ГИБДД ситуацию также не комментируют.

«Мы относимся к МСК-СИП с большим уважением, у компании большой опыт работы, — заявил “Ъ” замдиректора НПП МВС Иван Брец.— Если бы они не допустили ряд грубых ошибок при подаче заявок, то остались бы в конкурентной борьбе».

Впрочем, интерес представляют даже не споры между участниками тендера, а условия привлечения инвестиций для установки камер. Концессионер будет получать фиксированную сумму за каждое постановление о нарушении ПДД — 233 руб. (независимо от размера штрафа).

Автоматические камеры до последнего времени ставились исключительно на деньги региональных бюджетов или в рамках программы по повышению безопасности дорожного движения (в 2013—2020 годах на это выделено около 1,2 млрд руб. из федерального бюджета). В восьми регионах используются камеры казанской компании «Автодория», которая установила их за свой счет, а властям продает полученные данные. Идея использовать концессию для развития фотовидеофиксации возникла год назад у депутатов Госдумы. Подобная схема применяется при строительстве платных дорог: концессионер вкладывает деньги, а затем в течение 20−30 лет содержит трассу в порядке, получая деньги за проезд. У регионов собственных денег на камеры не хватает, объяснял зампред комитета по транспорту Сергей Тен («Единая Россия»): осенью 2014 года он предложил прописать в законе о концессионных соглашениях возможность привлечения инвестиций на установку камер в рамках концессий, но законопроект так и не был принят.

Впрочем, как оказалось, региональные власти не считают, что действующее законодательство является помехой для этой инициативы. Московская область все необходимые условия прописала в соглашении с партнером: выписанные с помощью камер штрафы пойдут в бюджет, а уже оттуда деньги поступят в компанию. По данным областного Центра безопасности дорожного движения, за восемь месяцев водителям было выписано 2,1 млн постановлений по данным с камер. При тарифе 233 руб. концессионер получил бы за год около 733 млн руб., а за 12 лет — 8,7 млрд руб.

Московская область не единственный регион, где сеть камер расширяется за счет инвесторов и концессий. В Башкирии госкомитет по транспорту и дорожному хозяйству предлагает компаниям установить за 2,5 млрд руб. 600−800 камер и обслуживать их в течение девяти лет, получая за это комиссию с собранных штрафов (ее размер пока не установлен). Идея обсуждается и в Республике Адыгея, рассказали «Ъ» в региональном министерстве строительства и транспорта: предложения от потенциальных инвесторов уже поступают (в частности, речь идет о «Ростелекоме»), но решение еще не принято.

Министр транспорта Ростовской области Виталий Кушнарев в марте 2015 года также говорил о возможности применения концессии, но отмечал, что «тема еще сырая» и механизм взаимодействия с инвесторами не проработан. А вот властями Волгоградской области тендер для установки 300 камер фиксации нарушений уже объявлен в июне (в ноябре подведут его итоги). Волгоградская схема отличается от подмосковной: инвестор получает не фиксированную сумму, а 10% от суммы перечисленных в бюджет штрафов. По словам господина Бреца, аналогичные тендеры уже проводились в Рязанской, Костромской областях, Забайкальском крае, но подтвердить эту информацию «Ъ» не удалось. По данным «Ъ», мэрия Москвы использовать концессию для расширения сети камер не планирует.

Эксперты скептически относятся к такой схеме привлечения капитала. «Ни один из регионов не способен одномоментно вложиться в нужную инфраструктуру, частные деньги пригодились бы, — признает координатор движения “Синие ведерки” Петр Шкуматов.— Но в погоне за штрафами местные власти с подачи инвесторов могут начать искусственно снижать скорость на дорогах, провоцируя водителей нарушать. Это уже происходит в Краснодарском крае и других регионах, а значит, теперь будет повсеместно. Появится огромное количество ловушек на дорогах. Пока нет ясного критерия, где можно или нельзя ставить комплекс, концессии применять нельзя». Напомним, в 2014 году Генпрокуратура после проверки применения камер призвала региональные власти использовать комплексы для борьбы с нарушителями, а не для пополнения бюджета.

«Я против любой формы коммерциализации безопасности дорожного движения, — поддерживает правозащитника первый зампред комитета Госдумы по госстроительству Вячеслав Лысаков.— Всю систему фотовидеофиксации нужно перезагружать, многие камеры установлены с нарушениями, ну о каком государственно-частном партнерстве можно говорить?» «Эта тема все-таки требует дополнительной дискуссии», — соглашается депутат Сергей Тен.

«Злоупотреблений ждать не надо, — заверил Иван Брец.— Концессионер будет активно работать над неотвратимостью наказания и обязанностью заплатить штраф — это и информирование водителей, и выстраивание работы с судебными приставами. Будет очень жесткий контроль со стороны заказчика и других органов. К тому же места установки камер будет определять только ГИБДД».

Иван Буранов; Анатолий Костырев, Ростов-на-Дону; Ярослав Малых, Волгоград