Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
14 сентября 2015, источник: Газета.Ру

В ЖКХ идут коллекторы

В кризис значительно ужесточилась политика по взысканию долгов за услуги ЖКХ. Управляющие компании и ресурсоснабжающие организации привлекают коллекторов и даже создают собственные службы для работы с должниками. Все чаще жильцам за долги отключают электричество, причем зачастую — незаконно.

К взысканию долгов за услуги ЖКХ подходят все строже. Общей практикой становится привлечения коллекторов к сбору долгов. Опрошенные «Газетой.Ru» коллекторы говорят о том, что в этом году спрос на такие услуги со стороны УК и ресурсоснабжающих организаций увеличился минимум в два раза.

«Сумма долгов за ЖКХ превысила один триллион рублей, теперь это приоритетный рынок для коллекторов. За этот год у нас объем работы увеличился в разы. Мы работаем как с УК, так и с энергетическими компаниями — “Мосэнергосбыт”, “Петербургская энергосбытовая компанией”, ряд региональных компаний», — говорит первый заместитель генерального директора ООО «Агентство Р. О. С. ДолгЪ» Андрей Железнов.

Один только «Мосэнергосбыт» планирует передать в этом году агентству задолженность еще 22,2 тыс. абонентов на сумму 307,9 млн рублей, сообщил в энергетической компании. А в июне прошлого года «Мосэнергосбыт» уже передал к взысканию коллекторам задолженность 43,7 тыс. бытовых абонентов на сумму 511,7 млн рублей.

Коллекторы отмечают, что темпы роста рынка задолженностей в ЖКХ уже обгоняют банковский сектор.

«Именно долги в секторе ЖКХ имеют тенденцию к росту из-за ввода отчислений на капремонт и роста тарифов», — говорит Павел Бородкин, генеральный директор коллекторского агентства АФПБ.

Действительно, долги населения за ЖКХ стремительно растут. Например, только в Москве за электричество, по данным «Мосэнергосбыта», в первые шесть месяцев этого года начислено 38,4 млн рублей пени, что уже превосходит пени за весь прошлый год (тогда было начислено 38 млн рублей).

«Общий прирост задолженности населения в первом полугодии составил 570,1 млн руб. 57,5% от общей составляют просроченные долги (задолженность с периодом образования свыше 1 месяца) — 3,573 млрд рублей. Также есть должники среди населения с долгом свыше 100 тыс.: 872 абонента с общей суммой долга — 144,1 млн рублей», — уточнили в пресс-службе «Мосэнергосбыта».

Напомним, с июля в Москве начался сбор денег на капремонт, что совпало с плановым подорожанием прочих коммунальных услуг на 10%. Таким образом, в общей сложности счета за ЖКХ выросли примерно на треть.

Ранее «Газета.Ru» рассказывала, что вскоре штрафы за просрочку оплаты услуг ЖКХ могут вырасти в два раза.

Нюансы работы

Директор по развитию коллекторского агентства «Ефремов и партнеры» Владислав Либерман отметил, что УК активно привлекают коллекторов, поскольку сами не могут выстроить работу по взысканию долга — организовать колл-центры, выезды к должникам, передачу уведомлений.

При этом, по сравнению с работой с банковскими долгами есть ряд нюансов, которых коллекторам надо освоить.

«Есть своя специфика. Во-первых в отличии от банковского кредита, где есть одна сумма, задолженность перед УК складывается из счетов за 10−15 услуг, которые надо отдельно рассчитывать. При этом, возникают споры о том, была ли поставлена та или иная услуга. Если с банковскими кредитами все однозначно, то тут возникают споры, поставляли ли в этот период тепло или воду и т. п. С другой стороны, позитивное отличие, что долг привязан к конкретному адресу, не надо искать должника», — рассказывает Андрей Железнов.

Также есть проблемы и психологического характера.

«Специфика неплательщиков за ЖКХ заключается в их восприятии этой услуги: горячая вода, отопление, электричество кажутся им не коммерческим продуктом, а обязанностью государства. Соответственно, с должниками требуется психологическая и даже просветительская работа, чтобы объяснить необходимость своевременной оплаты. Также в отличии от банковских кредитов, при просрочке которых заемщику начисляются пени и штрафы, а также портится кредитная история, люди просто забывают вовремя платить за коммунальные услуги. Инициативы государства по увеличению штрафов пока не значительно изменили ситуацию», — рассказывает Бородкин.

На рынке уже появляются коллекторские агентства, специализацией которых стала работа именно в сфере ЖКХ. В частности, в нижегородской области НП «Национальная ассоциация ЖКХ», объединяющее ряд региональных управляющих компаний, создала собственное агентство «Жилкоминкасо».

«Вначале ведется разъяснительная беседа. Нет такого, чтобы угрожали, звонили по ночам, просто надо разобраться, почему не платят. Если понимаем, что человек попал в сложную ситуацию, пытаемся найти компромиссные варианты, например, предлагаем рассрочку. Так же идет активная работа с председателями советов многоквартирного дома. Они просто взывают к совести соседей, и как ни странно это работает. Хотя, казалось бы, коллективистский подход остался в советских временах», — говорит PR-директор НП «НАО ЖКХ» Виталий Зюков.

Наряду с «нормальными людьми с совестью, которые попали в трудную ситуацию», есть также те, кто принципиально отказывается платить за ЖКХ, говорит он.

«В должниках постоянно около 10%: кто-то просто платит каждые 3 месяца, кто-то раз в год. Среди должников тех, кто перестал платить из-за финансовых проблем — только 10%. Тем не менее, удается обеспечить высокую собираемость на уровне 97%, в то время как в среднем по России собираемость 90%», — уточнили Илья Переплетчиков, директор «Жилкоминкасо».

Все средства хороши

При этом нередки случаи, когда нанятые коллекторы работают довольно грубо, говорит Александр Козлов, руководитель проекта «Школа грамотного потребителя».

«Профессионализм коллекторов может сильно отличаться. Крупные игроки, такие как ресурсоснабжающие организации, обычно работают с достаточно профессиональными компаниями. Но УК поменьше порой нанимают коллекторов, которые работают грубо, с нарушением закона — постоянно звонят с напоминаниями в ночное время, запугивают родственников. Словом, используют весь арсенал методов, из-за которых коллекторов осуждают», — говорит Козлов.

При этом ответственность для УК за непрофессиональные действия нанятых коллекторов никак не предусмотрена.

Коллекторы в свою очередь парируют это тем, что управляющие и без их помощи активно нарушают закон в процессе сбора недоимок.

«Многие УК самостоятельно отключают электричество, хотя на это имеют право только сами энергетические компании. При этом просто говорят, что произошла поломка, которую починят, как только погасят долг. Нередко отключают даже социально важные группы, которые отключать нельзя — например, инвалидов. Может человек лежит парализованный и не может оплатить счет физически, а им все равно», — рассказывает Либерман.

Судебные иски и отключения

Коллекторам передают самые запущенные дела, долги, которые уже не надеются вернуть.

Для работы с основной массой задолженностей УК и энергетические компании уже начали открывать собственные службы.

Так, в «Мосэнергосбыте» создан отдел, который занимается исключительно взысканиями задолженности. Изначально он работал только с юридическими лицами, но в июле 2015 года было принято решение об укрупнении подразделения и расширении его зоны ответственности в том числе и на физических лиц. Главная его задача — инициирование судебных исков и взыскание долгов в судебном порядке.

«Также в зону ответственности управления входит инициирование и контроль исполнительного производства совместно с судебными приставами и инициирование процедуры банкротства в отношении юридических лиц», — пояснили в «Мосэнергосбыте».

В первом полугодии, по данным компании, в Москве и Московской области судебными приставами в отношении граждан было возбуждено 14 319 исполнительных производств на сумму более 235,5 млн рублей.

Свои клиентские департаменты, которые ведут работу с должниками, стали открывать и УК, говорит Козлов.

Наряду с этим гораздо чаще стал использоваться и привычный арсенал средств, а именно — отключение от электроэнергии. Еженедельно в Москве и Московской области за долги от электроэнергии отключаются порядка 2,5 тысяч граждан из числа неплательщиков. Однако зачастую делается это незаконно.

По закону ресурсоснабжающие компании могут отключить коммунальные услуги через три месяца неуплаты (после двух месяцев просрочки направляется письмо с предупреждением должникам, которые могут в течение месяца погасить долг).

При этом, согласно закону, отопление и горячую воду отключать нельзя, несмотря на задолженность. Чаще всего за неуплату отключают электричество, однако так же могут отключить горячую воду, газ и водоотведение (в этом случае блокируется работа канализации).

Павел Чернышов

Пока ни одного комментария, будьте первым!
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
, вы можете комментировать еще  дней
, вы можете комментировать еще  дней
31 деньподписки за59рублей
Оплатите подписку, чтобы читать все комментарии и участвовать в обсуждении новостей