Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
Куда модно ехать этим летом? Самые популярные места отдыхаПо словам туроператоров, люди теперь хотят, чтобы все их поездки были запоминающимися. Так куда же поехать летом 2017 года, чтобы и отдохнуть, и испытать что-то новое?
15 сентября 2015, источник: Известия

Счетная палата возмущена убытками от помощи госкомпаниям

При докапитализации госкомпаний бюджет недополучит 15 млрд рублей.

Источник: Reuters

Весной-летом 2015 года антикризисный триллион рублей, который изначально хотели распределить между банками в виде облигаций федерального займа (ОФЗ), частично направлен на помощь производственным госкомпаниям. Счетная палата в своем отчете указывает, что при докапитализации госкомпаний платежи в бюджет за полученные ОФЗ не предусмотрены — в отличие от банков, которым господдержка предоставляется на возмездной основе. По мнению аудиторов, такой подход приведет к тому, что федеральный бюджет недополучит часть доходов бюджета (15 млрд из 111 млрд рублей), запланированных на 2015 год от держателей ОФЗ.

В отчете, с которым ознакомились «Известия», подчеркивается, что докапитализация банков за счет ОФЗ осуществляется на возмездной основе — по условиям заключенных договоров банки перечисляют в бюджет процентные платежи за полученные ОФЗ по ставке купонного дохода переданных им облигаций, это в среднем около 11% (то есть они целиком возвращают государству, эмитировавшему долговые бумаги, доход по ним) плюс дополнительно 1%.

Иные условия докапитализации действуют для трех госкомпаний — Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК), Государственная транспортная лизинговая компания и всероссийский оператор ЛЭП «Российские сети». Для них платежи в бюджет за приобретенные ОФЗ и возврат полученного по ним купонного дохода не предусмотрены, отмечают аудиторы, в то время как федеральным бюджетом на 2015 год запланировано получение доходов в размере 111,4 млрд рублей от владельцев антикризисных ОФЗ. Учитывая, что в пользу докапитализации госкомпаний распределено 162 млрд рублей, федеральный бюджет может недополучить порядка 15 млрд рублей — эти средства дополнительной помощи останутся у перечисленных госкомпаний.

Механизм докапитализации банков через Агентство по страхованию вкладов (АСВ) закреплен принятыми в декабре 2014 года поправками в закон о страховании вкладов физлиц. Законом предусмотрено право АСВ передавать банкам ОФЗ, полученные от государства, в виде имущественного взноса. ОФЗ пополнили капитал банков, а в обмен АСВ приняло от банков их собственные долговые инструменты или привилегированные акции. Этот механизм не действует в отношении Сбербанка, для которого установили особый порядок господдержки: его смогут докапитализировать через ЦБ, который при необходимости предоставит «дочке» кредиты. Ни АСВ, ни ЦБ не смогут влить в банки больше, чем составляют капиталы получателей на 1 января 2015 года. На цели докапитализации банков поправками в закон о бюджете предусмотрено выделение до 1 трлн рублей.

Но в апреле 2015 года приняты поправки в бюджет, по которым на основании решения правительства АСВ вправе за счет полученных ОФЗ оплатить размещаемые в рамках увеличения уставного капитала акции ОАК в размере до 100 млрд рублей. Июльскими же поправками эта норма распространена на ГТЛК (в пределах 30 млрд рублей) и «Россети» (32 млрд).

В результате, говорится в отчете Счетной палаты, на докапитализацию банков предусматривается направить ОФЗ на общую сумму 838 млрд рублей. В отчете также приведена информация о распределении этих облигаций. Так, по состоянию на 1 июня 2015 года (окончательный срок подачи заявок) АСВ от 29 банков получило письменные заявки на заключение договоров на общую сумму 821,5 млрд рублей. С учетом средств в пользу ОАК, ГТЛК и «Россетей» нераспределенный остаток составил 16,5 млрд рублей.

Большую часть купонного дохода в бюджет вернет, впрочем, само АСВ. По данным на июль этого года советом директоров АСВ приняты решения о приобретении субординированных обязательств 17 банков на сумму 280,4 млрд рублей. Из них согласие ЦБ на заключение договоров получено по 9 банкам. По состоянию на 14 июля 2015 года договоры были заключены с 7 банками, общая номинальная стоимость переданных им ОФЗ составила 117 млрд рублей.

— АСВ является получателем купонного дохода от эмитента только в случае, если на дату его выплаты облигации федерального займа (ОФЗ) находятся в собственности агентства, — заявили в АСВ. — По ОФЗ, переданным банкам, доход получают банки. АСВ перечисляет полученный купонный доход в федеральный бюджет в течение двух дней после его получения в полной сумме. На сегодняшний день облигации федерального займа на общую сумму 598,8 млрд рублей переданы 12 банкам.

В ГТЛК, ОАК и «Россетях» не смогли предоставить оперативных комментариев.

По словам директора Института актуальной экономики, кандидата юридических наук Никиты Исаева, в условиях дешевеющей нефти, повышенных расходов на поддержание регионов и оборону российский бюджет остро испытывает дефицит.

— В такой ситуации любые непоступления средств могут оказать значительное влияние, — считает Исаев. — При этом нет гарантий того, что рост доходов госкомпаний может оказаться достаточным для покрытия в будущем этих недополученных доходов. В перспективе оптимальным вариантом для государства может оказаться приватизация госкомпаний. Бюджет получит средства от приватизации, отпадут раздутые выплаты топ-менеджерам, а руководители компаний в рыночных условиях получат стимул к эффективному развитию.

По данным Федерального казначейства, доходы федерального бюджета РФ по состоянию на 1 сентября 2015 года составили 8,958 трлн рублей, расходы — 9,949 трлн рублей: дефицит бюджета в январе-августе 2015 года достиг 991,1 млрд рублей.

Пока ни одного комментария, будьте первым!
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
31 день подписки от 59 рублей
Оплатить подписку