Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
Икона стиля и «главная мама страны»: какой запомнят Мишель ОбамуВ пятницу утром Белый дом покинет Мишель Обама, которая была его хозяйкой на протяжении последних восьми лет
22 сентября 2015, источник: Газета.Ру

Бренды штурмуют Кавказ

Торговые сети все активней заходят на Кавказ. Раньше экспансию сдерживал негативный имидж региона. Но падение продаж в остальной части России заставило переоценить риск. Чтобы вместить всех желающих, планируется строительство новых крупных ТЦ.

Крупные торговые сети, в том числе международные бренды, наконец, решились зайти на Северный Кавказ. Так, недавно свой первый официальный магазин в Грозном открыл Reebok. Ритейлер занял более 300 кв.м на первом этаже грозненского ТРЦ «Гранд Парк». Срок договора аренды — 10 лет.

В Грозном уже работают Спортмастер, Евросеть, Colin’s, Lady & Gentleman. За 2015 год свое присутствие в регионе обозначили такие федеральные сети как Уютерра, Gloria Jeans и Reebok. Расширилась сеть «Эльдорадо», открыв новый магазин. Активное развитие начинают также продовольственные ритейлеры, так, в 2016 году планируется открытие гипермаркета Лента. Также свой интерес обозначили обувные сети — Carlo Pazolini, Paolo Conte и др. H&M и Inditex планируют выход на рынок Чеченской республики в 2016—2017 году.

«Помимо новых брендов, текущие федеральные и региональные арендаторы увеличивают свои форматы и арендные площади в регионе. На данный момент он показывает довольно высокие темпы развития.

Стоит отметить, что ни одна федеральная сеть, открывшаяся с 2013 года не покинула рынок, — рассказала Ольга Штода, директор по управлению компании BlackStone Keeping Company, которая осуществляет управление грозненским ТРЦ «Гранд Парк».

По данным управляющей компании на 3 квартал 2015 года, «Гранд Парк» был заполнен на 100%. Для сравнения в Москве пустует от 6% до 13% торговых площадей.

Причины всплеска интереса со стороны ритейла к Кавказу понятны. Долгое время регион игнорировали из-за потенциальных рисков. В результате сформировался огромный отложенный спрос. Теперь же в остальной части России продажи пошли на спад.

«Рынок интересен, поскольку приход в Чечню цивилизованного ритейла исчисляется здесь пока годами, в то время как в большинстве крупных городов РФ этот срок превышает десятилетие», — говорит Марианна Романовская, директор по консалтингу GVA Sawyer.

Ольга Штода рассказала, что в листе ожидания на аренду помещений в ТРЦ Гранд Парк уже более 400 заявок, как от региональных, так и от федеральных арендаторов.

«Стоит сказать, что функционирующие в комплексе магазины демонстрируют довольно высокие показатели продаж. Такая ситуация обусловлена высокой покупательской способностью как жителей самого города, так и жителей региона в целом», — говорит она.

Как сообщила Юлия Ситникова, аналитик компании «Магазин Магазинов», на Северном Кавказе практически нет качественных торговых площадей. Например, в Краснодаре уровень обеспеченности жителей качественными торговыми площадями составляет 690 кв.м/1000 жителей, а в соседнем Ставрополе всего 80 кв.м / 1000 жителей.

«При этом, с точки зрения потребительского спроса и активности, регион остается очень привлекательным для ритейла», — подчеркнула Ситникова.

Михаил Рогожин управляющий директор отдела торговых помещений CBRE, так же отметил, что интерес ритейлеров к продвижению на Кавказе крайне велик — и масштабную экспансию сдерживает, прежде всего, нехватка качественных площадей.

«Сети готовы зайти, но на всем Кавказе практически нет качественных торговых площадей, только рынки. Потенциал очень большой. В Магаcе, Махачкале, нет даже гипермаркетов, во Владикавказе только два маленьких ТЦ», — рассказывает эксперт.

При этом, по словам Рогожина, учитывая специфику региона, несколько качественных торговых центров могут собирать посетителей со всего Кавказа.

«Регион небольшой, все мобильны, у многих есть машины, если появится крупный торговый центр, туда будут приезжать со всего Кавказа. Как уже сейчас ездят в Пятигорск, где расположены крупнейшие рынки “Лира” и “Надежда”. Люди уже ждут современные форматы, где можно не просто затарится, а провести время. Кто первый построит современный торговый центр, тот и соберет все сливки», — говорит Рогожин.

По его словам, уже заявлялись планы построить торговые центры в таких городах, как Пятигорск и Владикавказ, однако пока развитие проектов тормозит экономическая нестабильность.

«Вопрос в том, как будет финансироваться, где взять кредитование», — заметил Рогожин.

В то же время, по словам Марианны Романовской, Чечня в последнее время активно развивается за счет крупных инвестиций, что создает предпосылки для развития современного ритейла. Так что лучшие шансы первым собрать сливки имеет Грозный, где по сообщениям СМИ, в рамках многофункционального высотного комлпекса «Ахмат Тауэр» уже запланировано строительство ТРЦ «Грозный молл», который заявлен как крупнейший торговый центр в регионе.

Помимо этого, Ольга Штода сообщила, что в регионе в данный момент планируется строительство качественного ТРЦ площадью около 100 000 кв. м. Сейчас уже ведется подбор земельного участка.

Как отмечают эксперты, сейчас регион ощущает острый дефицит качественных торговых площадей, поэтому несколько новых ТЦ легко найдут себе арендаторов из числа крупных сетей.

«С другой стороны, не стоит абстрагироваться и от объективных сложностей работы на этом рынке, включая национальные особенности потребительского поведения и невысокий в абсолютных цифрах средний доход населения», — говорит Романовская.

Впрочем, хотя статистика говорит об относительно невысоких доходах покупателей, «Эльдорадо», рискнувшее выйти на рынок еще в 2013 году, сообщало, что средний чек в Грозном превосходит средний чек в Москве.

При этом магазинам следует учитывать местную специфику.
Например, в новом магазине Reebok представлены в основном специализированные спортивные товары для единоборств (борьбы и бокса, карате и пр.), что, как пояснили в УК торгового центра соответствует спросу клиентов и характерно именно для данного региона. Наиболее актуальными сегментами ритейла на Кавказе по мнению экспертов товары для детей (здесь наиболее высокая рождаемость), а так же продуктовые сети, DIY-формат, бытовая техника и электроника.

«Нужно понимать, что подавляющее большинство населения Кавказа — это мусульмане. И этот фактор накладывает определенный отпечаток на специфику ассортимента ритейлеров. Так, к примеру, магазины женской одежды не представляют в линейке ассортимента брюки, юбки выше колена, излишне открытые блузки и топы, а в ассортименте мужской одежды не представлены шорты, — говорит Штода.— Есть свои особенности и в продуктовом сегменте.

В Чеченской республике запрещена продажа алкоголя (официально есть разрешение на продажу в течение одного часа в сутки, но ни в одном магазине вы не найдете спиртного), соответственно ритейлеры корректируют свои торговые площади. Также продаваемые мясо и рыба должны быть обязательно халяльными".

Павел Чернышов

Пока ни одного комментария, будьте первым!
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
, вы можете комментировать еще  дней
, вы можете комментировать еще  дней
31 деньподписки за59рублей
Оплатите подписку, чтобы читать все комментарии и участвовать в обсуждении новостей