Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
2 октября 2015, источник: Газета Коммерсантъ

Система карт раскрыла тарифы

Национальная система платежных карт (НСПК) опубликовала свои тарифы и правила по карте «Мир». Система пошла по пути максимальных гарантий исполнения обязательств участниками, а так же, как и обещали власти, установила в ряде случаев более низкие по сравнению с международными платежными системами (МПС) тарифы. Однако эти тарифы уже не удовлетворяют банкиров и снижают их интерес к выпуску подобных карт.

Источник: AP 2017

Правила и тарифы своей платежной системы «Мир» НСПК опубликовала на своем сайте. Набсовет НСПК, куда входят представители ЦБ, Минфина, Минкомсвязи, Минэкономики и ФСБ, утвердил документ вчера вечером.

В частности, НСПК не стала отказываться от создания гарантийного фонда, куда банки должны будут внести средства в размере своего пятидневного оборота, как по эмиссии, так и по эквайрингу карт НСПК (см «Ъ» от 28 августа). Впрочем, помимо гарантийного депозита банкам предлагается предоставлять НСПК безотзывные гарантии. Неснижаемые лимиты для банков-участников на корсчетах, открытых в ЦБ, НСПК будет рассчитывать самостоятельно с учетом рейтингов банков.

При этом НСПК прямо устанавливает для себя право приостанавливать участие в системе банков при наличии «запрета со стороны ЦБ на осуществление отдельных банковских операций, невозможность проведения которых препятствует исполнению обязательств в системе». «Другие платежные системы обычно приостанавливают участие только в случае отзыва лицензии у банка», — поясняет председатель совета директоров «Золотой короны» Николай Смирнов.

НСПК устанавливает требования также и к самим участникам системы. Чтобы подключиться к НСПК, банк должен либо иметь статус значимого игрока на рынке платежных услуг (всего 51 банк), либо быть прямым участником других социально значимых платежных систем. С учетом того что под эти критерии не подпадают или могут не попасть санкционные банки, лишенные доступа к услугам МПС, НСПК делает для них любопытную оговорку.

Система напрямую не прописывает, что речь идет именно о санкционных банках, но пишет, что присоединиться к ней могут банки с капиталом не менее 1,5 млрд руб., если «их деятельность или их аффилированных лиц ограничена или запрещена за пределами РФ вследствие принятия законодательных или иных актов иностранными государствами или их объединениями». Штрафы за нарушение правил системы или сбои в аппаратно-программных комплексах банков, которые регулярно приводят к отказам в обслуживании, составят до 500 тыс. руб.

А вот тарифы НСПК, о которых ранее многократно заявлялось, что они будет ниже, чем у МПС, неприятно удивили банкиров. Ранее представители НСПК заявляли, что межбанковские комиссии, которые банк-эквайер будет уплачивать банку-эмитенту, будут фиксированными. Однако, как следует из документа, — не по всем картам, а в основном по дебетовым и предоплаченным (3−4 руб.). С кредитных и премиальных карт будут взиматься 0,5−2%. «Комиссия по дебетовым картам очень мала и убивает любые методы стимулирования банка по эмиссии таких карт, в других системах она составляет примерно 1%», — говорит Николай Смирнов.

При этом плавающие ставки по кредитным картам примерно равны ставкам конкурентов, добавляет он. Одновременно вызывает вопросы экспертов и подход к определению этих комиссий. «По кредитным и премиальным продуктам допускается комиссия 0,5% в торговых сетях с большим оборотом (это следует из документа.— “Ъ”), что делает невыгодным обслуживание таких карт — поддержание неснижаемого лимита, грейс-периода и начисление бонусов», — говорит глава банка из топ-30. Столь низкие тарифы не будут отбивать расходы банков на присоединение к системе, настройку оборудования и выпуск карт, считает собеседник «Ъ», близкий к одной из МПС.

Впрочем, в установлении размера комиссии, взимаемой с торговой точки банком-эквайером, НСПК, как и МПС, оставляет банкам свободу выбора. При этом торговое лобби может добиться от банков-эквайеров снижения этой торговой уступки пропорционально межбанковским комиссиям. «Это означает, что и для банков-эквайеров обслуживание таких карт не будет представлять особого интереса», — отмечает источник в МПС. Вопрос лишь в том, чье лобби — банковское или торговое — окажется сильнее. В такой ситуации банки, скорее всего, будут ограничиваться выпуском минимального объема карт в рамках требований закона для бюджетников, заключает он.

Ольга Шестопал.

Пока ни одного комментария, будьте первым!
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
, вы можете комментировать еще  дней
, вы можете комментировать еще  дней
31 деньподписки за59рублей
Оплатите подписку, чтобы читать все комментарии и участвовать в обсуждении новостей