Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
8 октября 2015, источник: Газета Коммерсантъ

Минфин ищет справедливости в КС

Как стало известно «Ъ», Минфин впервые в своей истории обратился в Конституционный суд (КС) — добиваясь пересмотра практики Верховного и арбитражных судов по взысканию из бюджета убытков авиаперевозчиков на сумму более 900 млн руб. Ущерб бизнесу нанесла переплата пенсионных взносов из-за поправки в закон «О дополнительном соцобеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации», которую КС признал неконституционной. Вопрос о цене ошибок законодателей и ответственности власти за принимаемые решения крайне важен, считают эксперты.

Источник: Фотоархив ИД «Коммерсантъ»



Минфин просит КС разъяснить его постановление N13-П от 17 июня 2013 года, принятое по запросам арбитражных судов. Речь идет о принятой 23 декабря 2010 года поправке к закону «О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации», которой законодатель «задним числом» возложил на авиакомпании ухудшающее их положение требование по уплате дополнительных страховых взносов в Пенсионный фонд РФ (ПФР) за весь 2010 год. КС тогда признал придание этим платежам обратной силы нарушением Конституции: положение авиакомпаний «было ухудшено, законодатель не предоставил плательщикам этих взносов возможности адаптироваться к новой ситуации», в результате чего «не имевшие на момент вступления поправки в силу задолженности перед ПФР добросовестные плательщики взносов оказались должниками».

После появления этого решения суда авиакомпании стали успешно взыскивать свои потери с Минфина. По данным картотеки арбитражных дел, сумма исков перевозчиков, включая лидеров рынка «Аэрофлот», «Сибирь» и находящегося в сложном финансовом положении «ЮТэйр», составляет более 900 млн руб. На данный момент иски к Минфину подали 11 авиакомпаний: самую крупную сумму (157,8 млн руб.) отсудил «ЮТэйр», в октябре начнется рассмотрение иска «Аэрофлота» на 374,4 млн руб. Примерно половина поданных исков уже удовлетворена арбитражными судами, чью позицию в ряде дел подтвердил и Верховный суд (ВС). В целом потери бюджета могут превысить 1,1 млрд руб.: столько, по данным Госдумы, перевозчики должны были заплатить в ПФР в рамках неконституционной поправки. Срок давности по таким искам истекает в июне 2016 года.

Поясним, проблема возникла из-за допущенной законодателем ошибки: в начале года авиакомпаниям было разрешено ограничивать базу для начисления взносов по общему правилу максимальной суммой доходов летного состава в 415 тыс. руб. в год. При среднемесячной зарплате 70 тыс. руб. в месяц этот порог тогда преодолевался за полгода, после чего фонд для доплаты пенсионерам авиации оставался пустым. Чтобы «избежать социальных волнений», Дума, согласно ее пояснениям, решила пополнить фонд за счет бизнеса, не только обязав его внести незапланированные многомиллионные платежи, но и разрешив фискальным органам взыскивать с компаний за их неуплату штрафы и пени.

КС взыскивать с авиакомпаний доплату за 2010 год запретил, но, чтобы гарантировать исполнение обязательств государства перед пенсионерами, решил, что уже поступившие в ПФР взносы возврату или зачету в счет будущих платежей не подлежат. Решение КС, как подтвердили арбитражные суды и ВС, не ограничивает компании в выборе средств защиты своих прав и не освобождает власти от ответственности за нанесенный бизнесу вред и возмещения ему убытков в рамках Гражданского кодекса. Позиция Минфина в арбитражных судах сводилась к тому, что КС «не высказывался о том, что уплаченные взносы могут рассматриваться в качестве убытков, и не указывал на возможность их взыскания за счет федерального бюджета».

Эту же позицию Минфин отстаивает и в своем обращении в КС. По мнению министерства, решение КС не предполагает возмещения ущерба в виде излишне уплаченных денежных средств в ПФР, а «истцы толкуют его неверно и расширительно», предъявляя государству необоснованные требования и не имея прав на такие иски. Поскольку суды придерживаются противоположного мнения, Минфин просит КС разъяснить свое постановление для «уточнения действительного смысла положений, а также правильного понимания и применения их всеми субъектами права». Впрочем, шансы на вмешательство в спор КС минимальны: ранее КС вынес всего пять определений по аналогичным ходатайствам министерств, отказываясь отвечать на вопросы, которые не были предметом рассмотрения в соответствующих делах.

«Вопрос о цене законодательных ошибок критически важен для построения правового государства, — считает глава аналитического департамента “Пепеляев групп” Вадим Зарипов.— Безусловно, авиакомпаниям нанесены убытки, поэтому судебную практику надо воспринимать как канал обратной связи: это сигнал госорганам, что нужно “починить принтер”». По мнению господина Зарипова, «для ответа на запрос Минфина необходимо проведение полноценных публичных слушаний в КС о принципах ответственности власти за принимаемые решения, без этого суд вряд ли сможет дать разъяснения».

Анна Пушкарская, Санкт-Петербург