Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
29 октября 2015, источник: Ведомости

РЖД проживет без субсидий лишь год

Финансовый план РЖД на 2016 г., который монополия на прошлой неделе внесла в правительство, впервые с 2013 г. не предполагает субсидий на «поддержание финансовой устойчивости».

При этом тарифы будут повышены на приемлемые 10%. Но в 2017 и 2018 гг. РЖД без субсидий в 40 млрд руб. не обойтись, говорится в пояснительной записке к инвестиционной программе и финплану монополии на 2016 и 2017−2018 гг. (копия есть у «Ведомостей»). Кроме того, монополия уверяет, что «дальнейшее снижение затрат представляется маловероятным». Правда, индексация тарифов в 2017 и 2018 гг. будет на уровне 4,5%, прогнозирует РЖД. Представитель РЖД от комментариев отказался.

«Субсидия в данном случае носит не директивный, а индикативный характер и фиксирует прогнозируемые финансовые риски в ухудшающихся макроэкономических условиях, — поясняет сотрудник РЖД. — В случае изменения экономической ситуации этот параметр может быть пересмотрен, и, возможно, вообще субсидий не потребуется».

Доходы от перевозок в 2017—2018 гг. вырастут на 5,7% (до 1,55 трлн руб.) и 5,3% (до 1,63 трлн руб.) соответственно. Расходы на организацию перевозок — на 7,6% (до 1,46 трлн руб.) и 6,6% (до 1,55 трлн руб.) соответственно. С учетом 40 млрд руб. субсидий РЖД в 2017 г. получит прибыль в 13,2 млрд руб., в 2018 г. — 5,5 млрд руб. Инвестпрограмма монополии в 2017 г. составит 330 млрд руб., в 2018 г. — 300 млрд руб. В 2016 г. РЖД инвестирует 432 млрд руб.

РЖД предполагает сохранить в 2017—2018 гг. дополнительное повышение тарифов на экспортные (на 13,4%) и внутрироссийские (на 7,4%) перевозки дизтоплива, говорится в материалах монополии. Это принесет компании 36,8 млрд руб. в 2017 г. и 38,4 млрд руб. в 2018 г.

«Продление действия повышающего коэффициента значительно снизит конкурентоспособность российской продукции, поставляемой на внешние рынки, что противоречит интересам России как страны-экспортера. Грузоотправители пошли навстречу РЖД, признав допустимым единовременное повышение железнодорожного тарифа с 1 января 2016 г. на 10%, и мы рассчитываем на ответные шаги навстречу со стороны руководства РЖД», — недоволен топ-менеджер одной из компаний-грузоотправителей.

В сентябре РЖД направляла в правительство проект финплана, в котором предполагалась субсидия в 40 млрд руб. и в 2016 г. При этом индексация тарифов была 10%. Но спустя месяц монополия пересмотрела финплан на следующий год, и теперь он субсидий не предполагает. Компенсировать отсутствие субсидирования РЖД поможет льгота по налогу на имущество (принесет компании 22,8 млрд руб.). К тому же РЖД пересмотрела прогноз по расходам в 2016 г., связанным с перевозками, — они снизились с 1,3 трлн до 1,27 трлн руб. — и планирует сэкономить на закупках, говорится в материалах монополии.

Представитель Минэкономразвития сказал, что сейчас рассматривается однолетний финплан компании на 2016 г. Его коллеги из других профильных министерств — Минфина и Минтранса — на вопросы «Ведомостей» не ответили.

«В 2016 г. РЖД пришлось сверстать финплан без субсидий из-за давления на новое руководство со стороны правительства, которое требует сокращения издержек и повышения эффективности. Но не факт, что и в 2017 г. монополия получит субсидии — скорее всего РЖД получит повышение тарифа больше чем на 4,5%», — говорит гендиректор агентства «Infoline-аналитика» Михаил Бурмистров. Решить проблему субсидирования РЖД может, по мнению эксперта, новый тарифный прейскурант.

Новый прейскурант должен устранить перекрестное субсидирование между более дорогими грузами, нефтяными например, и дешевыми, такими как уголь, — которое есть в действующем тарифном руководстве, полагает один из контрагентов РЖД. То, что РЖД вынуждена возить дешевые грузы на дальние расстояния, делает такую перевозку убыточной, уточняет он.