Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
Подозреваемая в убийстве Ким Чон Нама «думала, что это розыгрыш»Гражданка Индонезии заявила, что ей якобы заплатили 400 малайзийских ринггитов (около 90 долларов США), чтобы она "подшутила над Ким Чон Намом"
10 ноября 2015, источник: РБК

Удар за ударом: что останется от туриндустрии в 2015 году

Эвакуация россиян из Египта — очередной удар по многострадальной индустрии туризма, который переживут далеко не все игроки.

Индустрия невезения

В 2014 году многие спорили, могут ли санкции радикально повлиять на туриндустрию? Кто-то не верил в это, проявляя крайний оптимизм. Однако пессимисты, как обычно, взяли верх — минувший год был отмечен чередой банкротств, продолжились они и в 2015 году.

Фоторепортаж
Крушение российского самолета в ЕгиптеВ Египте, на Синайском полуострове, потерпел крушение самолет А321 компании «Когалымавиа». На борту находились 217 пассажиров и 7 членов экипажа.

Первой реакцией на санкции стал запрет на выезд за рубеж чиновников и силовиков, лишивший индустрию примерно 4 млн потенциальных туристов. Индустрия, пусть с потерями, но пережила это. Уже к середине лета 2014 стало понятно, что 4 млн невыездных туристов — меньшее зло, которое коснулось только тех турфирм, чей бизнес был заточен под госконтракты. А вот кризис и, как следствие, взлетевший в два раза доллар сыграли злую шутку со всеми без исключения игроками туристического рынка. Первое, на чем люди стали экономить, — это путешествия. Еще на рубеже 2014−2015 года значимая часть россиян начала отказываться от отдыха в пользу сбережений, хотя в тот момент люди еще продолжали бронировать путешествия «по инерции», не желая отказываться от привычного образа жизни.

В 2015 году тренд усилился. В первом квартале выездной турпоток еще сократился, даже относительно уже упавшего четвертого квартала 2014-го. Больше всего пострадали дальние направления, где стоимость перелета из-за курсов валют стала непосильной, и страны, где сам отдых непосредственно зависит от курсов евро и доллара. Летом 2015 года гипертрофированный спрос на внутренние направления — Симферополь и курорты Краснодарского края — немного выручил бизнес. Заработать смогли и туроператоры, быстро переключившиеся на внутренний туризм, и онлайн-агентства. К примеру, в «Связном Трэвел» спрос на билеты в Симферополь этим летом вырос в 6−7 раз по сравнению с прошлым годом.

Параллельно туроператоры Египта и Турции, зависимые от российских туристов, делали скидки на проживание и субсидировали чартерные рейсы в рамках пакетных туров. Эти два направления позволяли как-то поддерживать выездной туризм. Но с точки зрения рентабельности турбизнеса рост числа поездок на российский юг и самые дешевые туры не перекрыли потери от иссякшего потока выездных туристов. В меньшей степени пострадали те игроки, у кого львиная доля бизнеса изначально приходилась на перелеты по России (например, в нашем случае 74% продаж приходится на Россию и СНГ).

Все исключено

К осени 2015 года игроки, скажем так, привыкли к новой реальности. Но последовал новый удар — уход с рынка «Трансаэро». Безусловно, это сильный удар именно для туроператоров — перевозчик давал им низкие, совсем не рыночные цены на чартерные перевозки. Теперь стоимость перелета возросла на 30−50%, это непосредственно повлияло на число клиентов. Ряд туроператоров после ухода «Трансаэро» оказался в предбанкротном состоянии — в частности те, у кого свыше 90% бизнеса, основывалось на демпинговых ценах авиакомпании и ее эксклюзивных маршрутах.

Но больше всего пострадали, конечно, сами клиенты — раньше компания «Трансаэро» своим демпингом хоть как-то нивелировала для них кратное падение рубля, теперь этот «бонус» стал недоступным. Для многих людей, особенно из регионов, исчезла возможность доступных перелетов.

До приостановления полетов в Египет мы видели, что спрос на зарубежные направления упал на 50% и более. Теперь нас ждет очередная фаза обвала. Египет — основное место назначения для любителей пакетных туров в силу доступности и системы all inclusive. Это особенно выражено осенью и зимой, когда внутри России альтернатива пляжного отдыха отсутствует. Самые близкие и бюджетные альтернативные варианты — Тунис и Израиль. Но ситуация в Израиле также смущает, несмотря на уверения в безопасности курортных городов.

Есть доступные предложения по Вьетнаму, но туда практически нет прямых рейсов. Многих туристов в случае с Вьетнамом остановит долгий перелет. В Турцию сейчас еще можно поехать — с точки зрения климатических условий, но Госдума буквально вчера стала обсуждать необходимость закрыть полеты и в эту страну — также из соображений безопасности. А к Новому году там будет еще и холодно.

Сидим дома

У огромного числа туристов сейчас практически будет отсутствовать доступный вариант пляжного отдыха. Теперь они смогут позволить себе только отдых внутри страны либо вообще будут вынуждены отказаться от каникул в пользу дачи, например.

Внутренний туризм за счет этого что-то выиграет, но, к сожалению, здесь выбор будет принудительным. Несмотря на усилия крымских властей превратить полуостров в зимнюю альтернативу Египту, это вряд ли возможно в ближайшие годы с точки зрения инфраструктуры и с точки зрения климата, он в зимние месяцы в корне отличается от египетского.

С точки зрения бизнеса это удар по турфирмам и туроператорам. Предложение приостановить полеты в Египет для этих игроков, которые уже и так пострадали от ухода «Трансаэро», создает очень высокие риски. Также туроператорам сейчас предстоит компенсировать клиентам несостоявшиеся путешествия в Египет. По моим расчетам, отрасль потеряет около $10 млн прямых убытков. Пока неясной остается судьба туров, проданных на Новый год — это еще миллионы долларов убытков.

Масштабный кризис туриндустрии, начавшийся в России с присоединения Крыма в 2014 году, теперь усугубился новыми вызовами, связанными с вооруженным конфликтом на Ближнем Востоке. Причем в этот раз речь не только о финансовых проблемах, но и психологическом факторе — люди начнут просто бояться летать. Переживут «идеальный шторм» только самые крепкие компании.

Алексей Дорош (Директор компании «Связной Трэвел»)

Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.

Пока ни одного комментария, будьте первым!
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
, вы можете комментировать еще  дней
, вы можете комментировать еще  дней
31 деньподписки за59рублей
Оплатите подписку, чтобы читать все комментарии и участвовать в обсуждении новостей
Медведев распорядился поддержать турфирмы, пострадавшие от прекращения полетов в Египет
9 ноября 2015© Ньюстюб