Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
12 декабря 2015, источник: Газета.Ру, (новости источника)

Счетчики поставят под контроль

Махинации со счетчиками воды привлекли внимание депутатов. Поскольку счетчики обычно устанавливаются внутри квартир, жильцы часто идут на ухищрения чтобы занизить свои счета, а проверяющих в квартиры не допускают. В результате долг таких жильцов приходится оплачивать всему дому. Теперь Минстрой просят обязать устанавливать счетчики в новых домах на лестничной клетке, чтобы проверяющие органы могли до них добраться.

Массовое внедрение счетчиков на воду и отопление принесло неожиданный эффект. Пользуясь тем, что счетчики стоят внутри квартир, граждане активно занижают их показания. В результате за исчезнувшие кубометры платят все жильцы. Неучтенные расходы перекидываются в строку «Общедомовые нужды» (ОДН) или повисают долгом на управляющих компаниях, которые оказываются на грани банкротства. Чтобы решить проблему, депутат Госдумы Александр Сидякин обратился с официальным запросом к министру строительства и ЖКХ Михаилу Меню (текст запроса есть в распоряжении «Газеты.Ru») c просьбой «дать поручение рассмотреть вопрос о возможности закрепления обязательных требований к проектированию и монтажу индивидуальных приборов учета во вновь строящихся домах исключительно в местах общего пользования, и в т. ч. на лестничных площадках».

«Традиционно в многоквартирных домах установка индивидуальных приборов учета производится исключительно внутри квартир, что существенно усложняет одномоментное снятие показаний и проведение проверки достоверности показаний», — говорится в письме.

Как пояснил Сидякин, в проектах новостроек уже предусмотрены счетчики за воду и отопление, но устанавливают их обычно внутри квартир.

Поэтому граждане могут без проблем портить счетчики, чтобы сократить счет, или просто не пускают к себе проверяющих и не передают данные.

В этом случае они платят по установленным нормативам, которые выходят гораздо ниже реального потребления. Порядка четырех кубометров холодной и горячей воды на человека в месяц.

«В стране ежегодно вводится в эксплуатацию 70−80млн кв. м жилья. При этом счетчики на воду обычно устанавливают внутри квартир. Жильцы должны сами подавать эти сведения, но они нередко идут на ухищрения, чтобы меньше платить или просто забывают вовремя передать данные. От этого в первую очередь страдают добросовестные потребители, поскольку реальное потребление не бьется с тем, что начислено», — сообщил Сидякин.

В Минстрое не смогли оперативно предоставить комментарий.

Руководитель проекта «Школа грамотного потребителя» Александр Козлов рассказал, что в первую очередь проблемы возникают со счетчиками воды, которые устанавливаются в массовом порядке. Граждане часто портят счетчики, чтобы занизить показания. Нередко они просто не пускают проверяющих и не сдают показания, когда замечают, что потратили слишком много воды.

Неучтенные кубометры списываются на убытки, которые потом оплачиваются как ОДН.

В случае, если установлены прямые расчеты с ресурсоснабжающей организацией, то все в полном объеме оплачивают сами жильцы, в результате возникают парадоксальные ситуации, когда общедомовые нужды больше, чем индивидуальное потребление. Если же расчеты идут через управляющую компанию, то за ОДН платят по нормативу, но долг повисает на УК. В результате, управляющая компания оказываются на грани банкротства, поскольку вынуждены оплачивать чужие долги, — рассказывает Козлов.

Как признал депутат Сидякин, даже добросовестным потребителям некомфортно пускать в свой дом посторонних, которые хотят снять показания с приборов учета. Чтобы решить эту проблему он предложил в обязательном порядке во всех новостройках выносить счетчики на лестничные площадки, как это уже обычно делается для электричества.

«Не будет лишней нервотрепки: пускать или не пускать людей, и управляющим будет проще снимать показания. Пока у нас при строительстве новостроек такого требования не существует, поэтому проверки проводить крайне сложно», — пояснил Сидякин.

Валерий Новиков, начальник управления юридического сопровождения НП «ЖКХ Контроль», также признал, что регулярные проверки счетчиков понимания у граждан не вызывают.

«По этому поводу к нам часто обращаются. Проверка вызывает много вопросов».

Непонятно, какая должна быть периодичность, какие организации имеют право проверять и вообще, зачем это делать, если кажется, что все работает нормально

В то же время Новиков отметил, что и управляющие компании ловили на манипуляциях со счетчиками.

«К нам поступают обращения, что в счетчиках сознательно отключают систему учета, которая фиксирует температуру воды — если горячая вода ниже определенной температуры, то ее автоматически фиксируют как холодную. Управляющие компании стараются этому помешать», — рассказывает он.

О проблеме счетчиков говорят уже многие регионы. Сообщалось, в Мурманске пришлось резко увеличить количество контрольных обходов, чтобы разобраться с многократно выросшими счетами за общедомовые нужды. За сентябрь были проверены десятки тысяч квартир. Выяснилось, что многие счетчики неисправны, зачастую граждане просто не передавали данные о реальном потреблении, предпочитая платить по нормативам. При этом, как жалуются проверяющие, по закону с проверкой можно приходить не чаще, чем раз в полгода, да и то с согласия хозяев квартиры.

В Волжском, из-за роста долгов за водоснабжение перекрыли подачу горячей воды в проблемные квартиры и вскрывали двери, чтобы, наконец, снять показания счетчиков. К операции привлекли судебных приставов. Также известны факты, что в некоторых регионах (например, в Калининграде, Ивановской области) счетчики были не подключены. Автор: Павел Чернышов.