Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
17 декабря 2015, источник: "Российская газета"

В Иркутской области ущерб от незаконных рубок превысил 2 млрд рублей

Иркутская область считается лидером в России по запасам и заготовке древесины, но при этом регион занимает лишь пятое место в стране по налоговой отдаче с кубометра заготовленного леса.

Источник: "Российская газета"

Неудивительно, что новое правительство Приангарья обозначило преобразование ЛПК в числе приоритетов. Надо признать, что на этом пути область уже столкнулась целым рядом вызовов. И, прежде всего, с системностью теневой экономики в лесной отрасли. Это не разрозненные группы «черных лесорубов», а целый бизнес с разветвленными коррупционными связями, финансовыми потоками, обкатанными схемами заготовки и легализации древесины. В то же время ведомства, отвечающие за порядок в лесах, часто не могут скоординировать свою деятельность, ограничены регламентами и бюрократическими процедурами.

Проблему усугубляет сложившаяся в области правоприменительная практика. Так, суды не склонны давать реальные сроки нарушающим лесное законодательство, даже если речь, по мнению правоохранительных органов, идет о тяжких преступлениях — с причинением особо крупного ущерба, по сговору и т. п. Наконец осложняют задачу существующие лакуны в законодательстве: от невозможности конфисковать арендованную технику и автотранспорт (а он почти всегда в аренде) до отсутствия дифференциации таможенных пошлин на продукцию лесопиления. В результате последнего большая часть экспортируемых из Иркутской области пиломатериалов — это грубо обработанные бревна, «видимость», создаваемая для ухода от заградительных пошлин.

Таким образом, доход бюджета Иркутской области от ЛПК составляет около полумиллиарда рублей, а убытки от незаконных рубок, по данным регионального агентства лесного хозяйства, выросли с 1,2 миллиарда рублей в 2012 году до 2,12 миллиарда за девять месяцев 2015-го.

Чтобы переломить ситуацию, необходим комплексный подход, который бы охватывал и экологические, и экономические, и кадровые, и правовые аспекты — от взаимодействия с федеральным законодателем до кропотливой работы по формированию судебной практики на местах. Необходима координация различных ведомств — правоохранительных, органов юстиции, в том числе и служб собственной безопасности данных структур, — чтобы сломать отлаженную систему хищения леса. В равной степени от властей требуется стратегическое видение перспектив развития деревопереработки, поскольку уже сегодня перед бизнесом встали две проблемы: нехватка сырьевой базы и сложности с утилизацией отходов лесопиления, доля которых достигает пятидесяти процентов от объемов заготовленного леса.

В правительстве Приангарья признают, что основные полномочия по регулированию лесной сферы — у федерального центра. Но все же ряд вопросов в области контроля пунктов отгрузки древесины, порядка отчуждения земель, создания особо охраняемых территорий — в компетенции субъекта федерации и муниципалитетов. Одним из способов эффективной реализации полномочий может стать возвращение в структуру правительства министерства лесного комплекса.

Кроме того, никто не отнимал у регионов права законодательной инициативы. Так, со стороны главы Иркутской области уже прозвучало предложение — инициировать поправки в действующее лесное законодательство.

— Необходимо распространить понятие «незаконной заготовки» на участников незаконного оборота древесины, осуществляющих деятельность вне земель лесного фонда. И ввести дифференцированные таможенные пошлины в зависимости от степени обработки древесины, — заявил Сергей Левченко на заседании координационного совета под руководством полпреда в СФО Николая Рогожкина. — А также пересмотреть подход к установлению экспортной квоты: предоставлять ее исключительно лесоэкспортерам, имеющим в аренде участки лесного фонда. С целью усиления позиций лесного надзора необходимо разработать федеральную государственную программу, направленную на улучшение материально-технического оснащения лесного надзора.

Прямая речь.

Сергей Левченко, губернатор Иркутской области:

— Нам необходимо диверсифицировать экономику области, которая сегодня очень зависит от нефтегазо-добывающей отрасли. Одно из направлений — повышение налоговой отдачи от лесного комплекса, прежде всего, за счет сокращения теневой деятельности и углубления переработки древесины. Кроме того, эффективность лесной отрасли невозможно увеличить без решения вопроса подготовки кадров.

Пока ни одного комментария, будьте первым!
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
31 день подписки от 59 рублей
Оплатить подписку