Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
20 января 2016, источник: AmurMedia.ru

Люди голосуют рублем — министр ЖКХ Хабаровского края

О том, как изменилось отношение жителей края к этой отрасли, в интервью с Дарием Тюриным.

Источник: AmurMedia

Хабаровск, 20 января, AmurMedia.

Недавно проведенный ВЦИОМ опрос респондентов показал, что 72% россиян в целом удовлетворены качеством предоставляемых жилищно-коммунальных услуг. Число тех, кто ставит коммунальщикам оценки «хорошо» и «отлично» растет в целом по году. О том, насколько удовлетворены качеством услуг ЖКХ жители Хабаровского края, в интервью ИА AmurMedia рассказал министр жилищно-коммунального хозяйства края Дарий Тюрин.

— Дарий Викторович, как изменилось отношение жителей Хабаровского края к сфере ЖКХ?

— Отношение жителей к отрасли в целом мы можем оценивать по двум факторам. Первый — это количество обращений в различные ведомства и инстанции. Сегодня этот показатель изменился как с точки зрения объема, так и с точки зрения качества. Если раньше люди жаловались на проблемы с отоплением, водоснабжением, то сегодня их волнуют другие вопросы — благоустройство, работа управляющих компаний, а также разъяснение действующего законодательства. И если взять по сегментам, то 60% обращений как раз с этим и связаны. Кроме того, сегодня работает система мониторинга удовлетворенности населения качеством предоставляемых коммунальных услуг, которая проводится как специалистами министерства, так и различных аналитических структур. По результатам мониторинга видно, что удовлетворенность растет, люди становятся более грамотными и понимают, как им действовать в той или иной ситуации. К сожалению, еще большое количество граждан не до конца понимают те процессы, которые проистекают сегодня в сфере ЖКХ, но мы со стороны министерства пытаемся уделять больше внимания их разъяснению — как происходят расчеты, из чего состоят платежи, и другие моменты. Тот же пресловутый ОДН — на сегодняшний день значительно снизилось количество обращений по этому поводу. Был принят ряд решений на уровне правительства Российской Федерации, проведено множество технических мероприятий управляющими компаниями и председателями советов домов, ТСЖ, практически закрыли этот вопрос, вовремя снимая показания приборов учета, работая с «резиновыми» квартирами, в которых количество фактически проживающих отличается от количества зарегистрированных. Плюс была проведена огромная работа по обследованию внутридомовых инженерных электрических сетей на предмет выявления факта незаконного подключения, так называемого бездоговорного потребления или проще сказать, воровства.

Отмечу, что большое количество обращений от граждан стало поступать в электронном виде через сайт МинЖКХ — такие обращения регистрируются и исполняются в те же сроки, как и написанные на бумаге. Мы видим, что люди заходят на наш сайт — сайт министерства жилищно-коммунального хозяйства сегодня один из самых посещаемых сайтов среди всех ресурсов органов исполнительной власти, — и стараемся размещать там информацию, которая имеет практическое применение: нормативные акты, формы бланков, советы по разрешению тех или иных спорных вопросов. Действующее законодательство в жилищно-коммунальном хозяйстве — одно из наиболее изменяемых в последнее время, и разобраться во всех хитросплетениях достаточно тяжело. Поэтому мы стараемся, грубо говоря, переводить язык нормативный на простой, понятный и доступней донести информацию до людей.

— Какие наиболее значимые изменения произошли в отрасли в прошлом году?

— Изменились условия работы с управляющими компаниями — они перешли на лицензирование, их ответственность за качество предоставляемых услуг возросла. Мы в свою очередь стараемся, чтобы люди знали о появившейся сегодня серьезной возможности влияния на это качество. До введения системы лицензирования рычагов влияния на управляющие компании было очень мало — им было проще заплатить штрафы из тех денег, что они собирали с жителей, и не исполнять каких-либо предписаний. Сегодня так — два неисполненных предписания жилищной инспекции могут лишить компанию права управлять домом, лишились права по 15% домов аннулируется лицензия. При этом люди, которые являются учредителями или руководителями компании, потерявшей лицензию, лишаются права в дальнейшем ее получить. Это один из рычагов влияния на ситуацию, препятствие для возникновения фирм-однодневок. Да, создается угроза, что на некоторые дома, где небольшие сборы или ветхость большая, управляющие компании не будут выходить — им невыгодно собирать там деньги и отвечать за все, что там происходит. Но здесь должен подключиться муниципалитет, создать свою структуру, МУП, который будет работать на таком фонде, и работать качественно.

Еще одно важное изменение — начало работы программы капитального ремонта многоквартирных домов. Нами был учрежден Региональный оператор — Фонд капитального ремонта многоквартирных домов в Хабаровском крае, который тщательно отслеживает все мероприятия в этом плане. Ведется обширная информационная кампания, которая уже приносит свои плоды. Люди, как правило, за качественно оказанную услугу голосуют рублем, особенно, если они понимают, за что они платят. Хабаровский край — один из ведущих регионов в России в части уровня собираемости платы за капитальный ремонт — у нас более 81% оплаты именно по этой статье. Мы считаем, что это некий кредит доверия власти, и власть должна этот кредит оправдать, полностью контролируя систему проведения ремонта. При этом недоделки или некачественно проведенные работы сегодня не проходят — в процессе приемки готовых работ участвует представитель министерства, который несет полную ответственность за то, что сделано, и представитель собственников жилья, который своими глазами видит, как происходит процесс, и какой результат достигнут. Кроме того, региональный оператор, проводя конкурс среди подрядных организаций, наперед никому не платит. И если есть нарекания к подрядчику, работы проведены с нарушениями, то денег собственников он не получит. А если из-за нарушения сроков либо по другим причинам кто-то пострадал, подрядчик обязан возместить ущерб и уплатить штраф.

Эта система начинает работать, сегодня собранные деньги находятся под жестким контролем, они не могут никуда уйти, учет ведется по каждому дому. Любой человек может зайти на сайт регоператора, ввести свое муниципальное образование, адрес дома и увидеть, сколько собственниками в его доме собрано средств. Все абсолютно прозрачно, люди видят, какие предложения по ремонту имеются в том или ином году и сколько все это будет стоить. Если денег не хватает, то собственники могут прибегнуть к системе заимствования, которая действует на 6 лет, либо увеличить взнос.

Сегодня собственники начинают рассуждать об энергосбережении, об экономии на коммунальных расходах, изучать различные технологии, материалы и прочее. Конечно, система еще должна шлифоваться, потому как в ней, как и во всем новом, есть шероховатости. Эта мощная программа находится на особом контроле, потому что это все-таки деньги граждан и здесь не может быть каких-то «но», здесь за региональным оператором стоит субъект, бюджет края, и мы можем на эти процессы воздействовать очень активно и по любому случаю. Это самое главное.

— Прошедший год считается кризисным в экономике страны и региона. Коснулась ли эта тенденция сферы ЖКХ?

— Честно говоря, наша отрасль является наиболее стабильной. Если на другие и оказывают влияние многие факторы, в том числе и внешнеэкономические, то нас это касается в меньшей степени. Тарифы на коммунальные услуги регулируются государством, и здесь нет резких скачков и необоснованного роста. Как результат — достаточно высокий уровень оплаты гражданами наших видов услуг. Сейчас мы достигли уровня собираемости почти в 93%. На это повлияли также вступившие в действие механизмы штрафов и пеней, которые позволяют наладить платежную дисциплину.

Кризисные явления отразились лишь на ремонтной кампании — выросли цены на трубную продукцию, кабельную и прочее. Однако мы тщательно следим за тем, чтобы объем ремонтных работ сохранялся на том уровне, на котором был изначально запланирован, стараемся, чтобы материалы приобретались по максимально низкой цене. Очень плотно работаем с российскими компаниями, производящими полимерные материалы. Кроме того, недавно было принято решение о строительстве в Хабаровске завода по производству полимерных труб. Это должно снизить стоимость ремонтных работ, так как из них уйдет транспортная составляющая.

Однако есть результат, которым мы можем гордиться — в 2015 году нам удалось добиться существенного снижения стоимости топливных ресурсов, нефтепродуктов, закупаемых нашими коммунальными предприятиями в муниципальных образованиях края. Путем изменения условий конкурсов и привлечения к прямым поставкам крупнейших производителей нефтепродуктов мы снизили стоимость топлива на 300 млн рублей. Это существенная сумма, которая пойдет плюсом к ремонтной кампании. Подобную работу мы будем продолжать, есть намеченные мероприятия, которые позволят снизить нагрузку по топливной составляющей еще больше.

— Каковы планы на 2016 год?

Планов достаточно много, мы работаем и будем продолжать работать в рамках нашей программы — повышение качества жилищно-коммунального обслуживания. Одно из серьезных направлений — усиление разъяснительной работы. В прошлом году мы совместно с некоммерческой организацией «Точка роста» создали образовательный проект «Вектор ЖКХ», который выиграл грант. Суть проекта: через сеть библиотек, имеющихся в каждом муниципальном образовании, проводятся вебинары с привлечением специалистов министерства ЖКХ, которые в режиме реального времени рассказывают людям о том, как добиться экономии на коммунальных платежах, как повлиять на управляющую компанию, как создать ТСЖ и многое другое. Люди могут задать любой интересующий вопрос и тут же получить ответ. В прошлом году мы попробовали и получили хорошие отзывы.

Другое направление — капитальный ремонт. Если в первый же год сборов средств на капитальный ремонт мы провели работы более чем на 80 домах, то в следующем году в плане провести работ на 280 домах. Это достаточно большой объем и мы считаем, что каждый год это количество будет только увеличиваться. И чем больше люди будут понимать, что это такое, как расходуются деньги, тем больше будут люди принимать ответственных решений, в том числе и по увеличению взноса. Такое решение уже приняли собственники в нескольких домах. Кстати, нигде по России я не вижу таких решений. Нас критиковали, когда мы установили минимальное значение взноса за капремонт, но я считаю, что его нужно увеличивать тогда, когда люди сами осознанно к этому подойдут, когда будут видеть результат, когда научатся считать свои деньги, применять энергосберегающие технологии. К примеру, желая экономить на плате за тепло до 30%, установят тепловой узел. Есть много эффективных и недорогих мероприятий, которые позволят экономить на водоснабжении и электроэнергии. Министерство сейчас готовит банк данных по инновационным энергоэффекивным технологиям, которые люди смогут взять на вооружение. Уже сейчас есть примеры, когда жители смогли снизить свои расходы почти на 50%.

Следующее направление — коммунальная инфраструктура. Мы планируем завершить строительство нескольких котельных в муниципальных образованиях края, потому что в некоторых из них износ настолько серьезен, что надежность работы стоит под большим вопросом. Где-то отопительные сезоны могут оканчиваться в аварийном режиме, как это произошло в поселке Усть-Ороча Ванинского района. Там котельная была расположена в гараже — здание не приспособлено, стену повело, и было принято решение оказать помощь поселению для строительства модульной котельной, которая будет работать устойчиво и надежно.

В связи с этим предусмотрен перечень серьезных мероприятий по привлечению частных инвестиций в эту отрасль. Это отдельный пласт, основанный на заключенных концессионных соглашениях. Планируем по концессии отработать в нескольких муниципальных образованиях вплоть до получения федеральных денег в виде софинансирования. Сегодня тенденция такова, что бюджетные деньги должны идти в доле, вкупе с частными инвестициями. Говорят, что эта отрасль не привлекательна с точки зрения инвестирования — ничего подобного. При создании определенных условий, когда инвестор видит и понимает все риски, видно, что наша отрасль достаточно привлекательна для инвестиций. Уже есть удачные проекты: в Охотске теплоснабжением занялась серьезная компания, вложившая в это дело порядка 200 млн рублей и обеспечившая возврат средств за счет оптимизации работы. В следующем году будет заключено концессионное соглашение по водоснабжению в районе им. Лазо. Есть другие муниципальные образования, которые включаются в эту работу, и наша задача — вовлечь их в нее как можно большее количество поселений края. Сегодня сформирована вся необходимая законодательная база и есть все условия для привлечения в нашу отрасль мощных инвесторов.

Пока ни одного комментария, будьте первым!
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
31 день подписки от 59 рублей
Оплатить подписку